Образование
#новости

Стало известно, как будут создавать образовательные программы для «Профессионалитета»

Их будут конструировать по специальной технологии, которую разработает одна из подведомственных Минпросвещения организаций.

На официальном интернет-портале правовой информации появилось постановление правительства от 16 марта 2022 года №387, которое касается разработки, апробации и внедрения автоматизированной системы для конструирования образовательных программ.

О каких образовательных программах идёт речь

Для начала напомним, что такое «Профессионалитет»: это, как поясняет Минпросвещения, новый уровень образования и одновременно экспериментальная государственная программа, которая предполагает:

  • сокращение сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных;
  • создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодёжных стартапов, волонтёрства, совместных общественных проектов.

Известно, что в рамках «Профессионалитета» предполагается создать образовательно-производственные кластеры — то есть объединения колледжей и предприятий. Это должно сделать образование более практико-ориентированным и приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда. Планировалось, что в 2022 году профессионалитет запустят примерно в 70 колледжах и примут на эти программы 150 тысяч студентов.

Для первого этапа эксперимента прошлой осенью отобрали восемь отраслей, обучение по которым можно будет проводить в формате профессионалитета. Это:

  • атомная промышленность,
  • железнодорожный транспорт,
  • лёгкая промышленность,
  • металлургия,
  • машиностроение,
  • сельское хозяйство,
  • фармацевтика,
  • химическая промышленность.

Важная особенность: программы среднего профессионального образования в рамках профессионалитета будут разрабатывать по новой технологии, которой и посвящено новое постановление №387.

Что это будет за технология и как её введут

Технологию конструирования образовательных программ в рамках профессионалитета разработают, апробируют и внедрят экспериментально. Эксперимент пройдёт с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025‑го. Помимо Минпросвещения, участниками проекта станут:

  • высшие органы исполнительной власти в регионах, где появятся кластеры, создание которых предусмотрено в рамках программы​​ «Профессионалитет»;
  • учредители тех образовательных организаций системы СПО, которые войдут в указанные кластеры;
  • компании, которые тоже станут участниками кластеров;
  • образовательные учреждения и их педагогический состав;
  • студенты этих программ.

Участники эксперимента, как можно понять из постановления №387, будут взаимодействовать друг с другом на базе сетевой формы реализации образовательных программ, а также через системы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии.

Новая образовательная технология конструирования образовательных программ нужна для ускорения образовательного процесса и совершенствования практической подготовки. В этих целях планируется задействовать современное оборудование, интегративные педагогические подходы и даже — автоматизированное конструирование образовательных программ, для чего Минпросвещения создаст специальный цифровой ресурс. При этом будут использованы проекты примерных образовательных программ на основе ФГОС СПО.

Новую образовательную технологию разработает какая-то из подведомственных Минпросвещения организаций (в постановлении не уточняется, какая именно, — это решит министерство). Она же создаст и проекты примерных образовательных программ на основе ФГОС СПО.

Как пройдёт эксперимент

Реализовывать новые программы смогут колледжи и иные учреждения СПО, имеющие лицензию на обучение по соответствующим профессиям и специальностям СПО. Происходить это будет на добровольной основе.

Конструирование программ на базе автоматизированного ресурса начнётся только с 2023 года. А до этого участвующие в эксперименте образовательные организации будут сами их конструировать, опираясь на:

  • ФГОС СПО;
  • примерную основную образовательную программу;
  • ту новую образовательную технологию, которую для них разработают.

Приём на обучение по этим программам стартует в 2022/2023 учебном году. Важная особенность: государственная итоговая аттестация выпускников будет проходить в форме демонстрационного экзамена. Организационно-техническое и информационное обеспечение испытаний обеспечат сами образовательные организации.

А профинансировать эти программы должны из федерального и региональных бюджетов.

А что с основным постановлением, которое регулирует внедрение​​ профессионалитета?

В октябре прошлого года появился проект постановления правительства о проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Теперь на федеральном портале проектов нормативных правовых актов указано, что документ принят и на данный момент проходит формирование его окончательного текста. То есть финальная версия пока не опубликована. Однако представлен доработанный вариант постановления.

Если в изначальной версии были прописаны чёткие сроки, когда Минпросвещения должно определить перечень входящих в эксперимент профессий, порядок отбора студентов, а также разработать и одобрить типовые образовательные программы, то теперь в документе просто перечислены эти задачи без указания сроков их выполнения.

А ещё в последней опубликованной версии проекта постановления не было сказано, что студентов будут зачислять в​​ «Профессионалитет» на конкурсной основе.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована