На официальном интернет-портале правовой информации появилось постановление правительства от 16 марта 2022 года №387, которое касается разработки, апробации и внедрения автоматизированной системы для конструирования образовательных программ.
О каких образовательных программах идёт речь
Для начала напомним, что такое «Профессионалитет»: это, как поясняет Минпросвещения, новый уровень образования и одновременно экспериментальная государственная программа, которая предполагает:
- сокращение сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных;
- создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодёжных стартапов, волонтёрства, совместных общественных проектов.
Известно, что в рамках «Профессионалитета» предполагается создать образовательно-производственные кластеры — то есть объединения колледжей и предприятий. Это должно сделать образование более практико-ориентированным и приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда. Планировалось, что в 2022 году профессионалитет запустят примерно в 70 колледжах и примут на эти программы 150 тысяч студентов.
Для первого этапа эксперимента прошлой осенью отобрали восемь отраслей, обучение по которым можно будет проводить в формате профессионалитета. Это:
- атомная промышленность,
- железнодорожный транспорт,
- лёгкая промышленность,
- металлургия,
- машиностроение,
- сельское хозяйство,
- фармацевтика,
- химическая промышленность.
Важная особенность: программы среднего профессионального образования в рамках профессионалитета будут разрабатывать по новой технологии, которой и посвящено новое постановление №387.
Что это будет за технология и как её введут
Технологию конструирования образовательных программ в рамках профессионалитета разработают, апробируют и внедрят экспериментально. Эксперимент пройдёт с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025‑го. Помимо Минпросвещения, участниками проекта станут:
- высшие органы исполнительной власти в регионах, где появятся кластеры, создание которых предусмотрено в рамках программы «Профессионалитет»;
- учредители тех образовательных организаций системы СПО, которые войдут в указанные кластеры;
- компании, которые тоже станут участниками кластеров;
- образовательные учреждения и их педагогический состав;
- студенты этих программ.
Участники эксперимента, как можно понять из постановления №387, будут взаимодействовать друг с другом на базе сетевой формы реализации образовательных программ, а также через системы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии.
Новая образовательная технология конструирования образовательных программ нужна для ускорения образовательного процесса и совершенствования практической подготовки. В этих целях планируется задействовать современное оборудование, интегративные педагогические подходы и даже — автоматизированное конструирование образовательных программ, для чего Минпросвещения создаст специальный цифровой ресурс. При этом будут использованы проекты примерных образовательных программ на основе ФГОС СПО.
Новую образовательную технологию разработает какая-то из подведомственных Минпросвещения организаций (в постановлении не уточняется, какая именно, — это решит министерство). Она же создаст и проекты примерных образовательных программ на основе ФГОС СПО.
Как пройдёт эксперимент
Реализовывать новые программы смогут колледжи и иные учреждения СПО, имеющие лицензию на обучение по соответствующим профессиям и специальностям СПО. Происходить это будет на добровольной основе.
Конструирование программ на базе автоматизированного ресурса начнётся только с 2023 года. А до этого участвующие в эксперименте образовательные организации будут сами их конструировать, опираясь на:
- ФГОС СПО;
- примерную основную образовательную программу;
- ту новую образовательную технологию, которую для них разработают.
Приём на обучение по этим программам стартует в 2022/2023 учебном году. Важная особенность: государственная итоговая аттестация выпускников будет проходить в форме демонстрационного экзамена. Организационно-техническое и информационное обеспечение испытаний обеспечат сами образовательные организации.
А профинансировать эти программы должны из федерального и региональных бюджетов.
А что с основным постановлением, которое регулирует внедрение профессионалитета?
В октябре прошлого года появился проект постановления правительства о проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Теперь на федеральном портале проектов нормативных правовых актов указано, что документ принят и на данный момент проходит формирование его окончательного текста. То есть финальная версия пока не опубликована. Однако представлен доработанный вариант постановления.
Если в изначальной версии были прописаны чёткие сроки, когда Минпросвещения должно определить перечень входящих в эксперимент профессий, порядок отбора студентов, а также разработать и одобрить типовые образовательные программы, то теперь в документе просто перечислены эти задачи без указания сроков их выполнения.
А ещё в последней опубликованной версии проекта постановления не было сказано, что студентов будут зачислять в «Профессионалитет» на конкурсной основе.