Как провели исследование и что оно показало
Эксперты изучили 3,8 млн вакансий, размещённых на HeadHunter с января 2019-го по октябрь 2020-го, и выяснили, какие навыки чаще всего требуются в отечественных компаниях. Результаты опубликовали в работе «Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях».
Учёные отметили, что в исследовании не подтвердился дефицит когнитивных или профессиональных навыков высокой сложности, который требовал бы коренных изменений в системе образования. В тройке самых востребованных оказались:
- социальные (47% объявлений) — то есть грамотная речь, умение вести переговоры и работать в команде, коммуникабельность, навыки публичных презентаций;
- профессиональные (42%) — навыки, которые не требуют высшего, а иногда и среднего специального образования (то есть умения, необходимые для неквалифицированного труда — например, грузчика, уборщика и так далее).
- специализированные компьютерные (31%) — то есть умение писать код, знание языков программирования и программного обеспечения (при этом «общие компьютерные» навыки — умение работать на компьютере, знание офисных программ — заняли четвёртое место по значимости у работодателей).
Что касается необходимости компьютерных навыков, то в общей сложности о них говорится в 50% объявлений. Но, хотя в половине вакансий об этом ничего не сказано, исследователи отмечают вероятность того, что работодатели подразумевают базовый уровень цифровой грамотности как нечто естественное и не требующее особого упоминания.
Почему так важны гибкие навыки
Популярность soft skills исследователи объяснили их универсальностью: они нужны практически в любой работе. При этом один из авторов исследования, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимир Гимпельсон отметил, что профессиональные, или жёсткие, навыки (hard skills) не могут компенсировать нехватку гибких и наоборот.
«Даже если вы блестящий специалист, но со второй фразы в общении с коллегами переходите на ор, мат и угрозы, вы останетесь без работы», — прокомментировал он для официального сайта вуза.
Исследование коррелирует и с другими данными. Например, исследователи из РЭУ им. Г. В. Плеханова выяснили, что в десятку требуемых работодателями навыков входят стрессоустойчивость, коммуникативные и креативные способности. Этими качествами должны обладать выпускники вузов, чтобы быть востребованными на рынке труда. Впрочем, осваивать гибкие навыки важно не только наёмным работникам, но и предпринимателям.
В сотрудниках с социальными навыками нуждаются не только в России. Например, в рамках опроса HR-специалистов «Мягкие навыки для жёсткого мира» компания McKinsey& Company выяснила, что 37% респондентов испытывают трудности в подборе кандидатов, которые обладают креативностью и критическим мышлением, а 31% не могут найти специалистов без проблем с коммуникативными навыками. По версии деловой социальной сети LinkedIn, в 2021 году самыми востребованными у работодателей мягкими навыками стали:
- адаптивность;
- коллаборация;
- креативность;
- эмоциональный интеллект;
- умение убеждать.
А учат ли этому в школах и вузах?
Формирование гибких навыков начинается ещё на начальных этапах образования. Этот критерий есть и в российских образовательных стандартах, но исследование НИУ ВШЭ «Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей» 2018 года показывает, что стандарты не всегда соответствуют действительности. В рамках исследования опросили 4500 учителей из 85 регионов России. Оказалось, что:
- только 53,4% опрошенных учителей считают школу ответственной за развитие критического мышления у подопечных;
- ещё 46,6% респондентов уверены, что она должна развивать и навык нестандартного мышления;
- лишь 25% педагогов посчитали, что школа должна учить навыкам общения и сотрудничества.
Основной функцией школы учителя посчитали обучение хорошему изложению своих мыслей (89,3%) и передачу знаний по основным предметам (81,7%).
Ещё одно исследование, но со значительно меньшей выборкой, в это же время проводили в МГИМО. Участие в нём приняли 135 преподавателей из шести крупных российских вузов: МГИМО, РУДН, ВШЭ, МГУ, МГЛУ и Самарского государственного университета.
В результате опроса исследователи пришли к следующему выводу: «Показатели осведомлённости российских преподавателей и студентов о феномене soft skills подтверждают отсутствие системной ориентации университетского образования на развитие soft skills у студентов. Особую обеспокоенность вызывает сравнительно большая доля преподавателей (около 40%), которые не имеют представлений о soft skills».
Впрочем, в 2021 году эксперты утверждают, что ситуация не особенно изменилась — студентам всё ещё не хватает нужных навыков. Осваивать их россиянам приходится уже на рабочем месте. Например, опрос Superjob показал, что такое обучение по популярности занимает вторую строчку — его проходят 16% опрошенных.