Образование
#Мнения

Сколько должно длиться обучение в школе? Мнение заслуженного учителя

Зачем «просиживать» 11 лет, если программу можно сократить до девяти? Мнение заслуженного учителя.

Polina Vari для Skillbox Media

Александр Снегуров

заслуженный учитель России, историк

где: в интервью URA.RU

К 11 годам я массово вижу, как люди измучены, как они раздражены. В общем-то, последние два года у многих не обучение в школе, а досидеть, как в зале ожидания, и беготня по репетиторам. <…> Я считаю, что можно пересмотреть программу. Что-то структурировать, что-то соединить. Вот по русскому языку это возможно. И, соответственно, надо иметь кадры. Девять классов — это не значит, что мы просто выбрасываем куски. Мы пересматриваем саму структуру, делаем эффективнее. А чтобы сделать эффективнее, надо проработать разные темы и смотреть, как это сократить и не выбросить сам контент.

Контекст

Александр Снегуров считает общеобразовательную программу затянутой. По его мнению, 11 лет в школе — это слишком много, достаточно девяти.

Тема сокращения школьных программ возникает не впервые, и она спорная. Кто-то считает программы слишком растянутыми, а кто-то — перенасыщенными ненужными предметами и темами.

Этим летом звёздами всех образовательных новостей стали 9-летняя Алиса Теплякова и её папа, благодаря домашним занятиям с которым она всего за 3–4 года освоила школьную программу в достаточной мере для того, чтобы сдать ЕГЭ. Правда, пока неясно, следует ли рассматривать этот случай как пример быстрого реального освоения программы или как «взлом» системы ЕГЭ, но эта история вызвала новую волну споров о том, чем заняты дети в школах в течение 11 лет.

Не так давно Институт образования НИУ ВШЭ провел исследование, в котором участвовало более 800 школьников из 14 регионов. Детей попросили рассказать, ощущают ли они усталость в начале, середине и конце дня. Оказалось, что её испытывают 72% опрошенных, и это ощущение возникает ещё днём. Причём чем старше учащиеся, тем сильнее они устают. О повышенном утомлении сообщили 85% одиннадцатиклассников. Сами дети связали это с недостатком сна и учебной нагрузкой, включая недостатки школьного расписания и большое, по их мнению, количество занятий.

В ходе другого опроса, проведённого Институтом прогрессивного образования, выяснилось, что целый ряд предметов школьники считают бесполезными, в то время как есть дисциплины, которые они хотели бы изучать в школе, но программа этого не предусматривает.

В 2019 году первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предлагал сократить объём материалов школьной программы, чтобы избавить детей от перегрузок. «Необходимо уменьшить объём материалов, добиваясь его более основательного усвоения учениками. Лучше меньше, да лучше», — заявил он тогда.

А в мае 2021 года стало известно, что комитет Госдумы по образованию и науке подготовил рекомендации по учебной нагрузке школьников с целью снизить перегруженность детей.

Правда, речи о том, чтобы при этом уменьшить и общую продолжительность школьного обучения (с 11 лет до девяти), на уровне государственных органов и официальных лиц не идёт. То есть пока рассматривается лишь идея снижения концентрации учебных программ.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована