Казалось бы, если выпускник школы смог поступить в университет, это уже доказывает наличие у него достаточного потенциала, чтобы стать профессионалом в выбранной области. Однако, когда первокурсник неудачно сдаёт свой первый сложный вузовский экзамен, у него могут возникнуть мысли о том, что, возможно, он не впишется в выбранное направление и оно ему не по зубам.
Как выяснили учёные Университета Юты (США), такое чувство социальной незащищённости, связанное с неуверенностью в принадлежности к числу будущих STEM-специалистов, может отрицательно сказываться на академических успехах учащихся. Работа опубликована в научном издании Journal of Chemical Education.
Как проводили исследование и что выяснили
Участниками исследования, которое проводилось в течение осеннего семестра 2020 года, стали 725 студентов-первокурсников, изучающих общую химию. Учёные проанализировали их успеваемость по итогам промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, учащихся в начале и конце семестра попросили заполнить анкету, направленную на оценку их чувства принадлежности к числу будущих учёных.
Оказалось, что те, у кого были сомнения в своей профессиональной принадлежности, были склонны к получению более низких оценок, чем те, кто не беспокоился о соответствии выбранной специальности. Кроме того, по итогам промежуточной аттестации удалось предсказать, насколько студенты уверены в себе. А это, в свою очередь, помогло предугадать, как они проявят себя на итоговом экзамене. Проще говоря, те, кто имел низкие оценки в середине семестра, оказались не уверены в своих способностях, а затем получили слабые баллы и по результатам итоговой аттестации. Это заставило их ещё сильнее сомневаться в том, что они достойны быть учёными.
Кто больше всего подвержен синдрому самозванца
Более того, выяснилось, что студентки сомневались в том, что выбрали себе подходящую область деятельности, даже если имели высокие промежуточные показатели. Их неуверенность не опускалась ниже среднего уровня внутри выборки.
У парней с высокими баллами (90 баллов и больше) по итогам промежуточного теста такого не наблюдалось: они не испытывали сомнений насчёт своей принадлежности к науке.
«Это означает, что, по крайней мере для женщин, существует предел того, насколько повышение успеваемости может облегчить ощущение, что они не соответствуют выбранной специальности», — пояснила соавтор исследования и профессор химии Джина Фрей.
В своей работе она также ссылается на предыдущее исследование, в рамках которого изучали синдрома самозванца у студентов. Оно установило, что женщины в целом поступают в вузы на STEM-направления с более низким чувством принадлежности к этой сфере, чем мужчины. И даже если студентка получает хорошие оценки в течение семестра, это чувство остаётся далеко от желаемого уровня. В том числе это касается случаев, когда женщины не уступают мужчинам по уровню подготовки.
Также выяснилось, что студенты младших курсов в принципе чувствуют себя менее уверенно.
«Студенты на этих курсах сталкиваются со многими трудностями и проблемами, такими как неумение корректировать свои стратегии обучения, что нормально для этого академического переходного периода от школы к вузу. Проблема заключается в том, что студент с высоким уровнем неопределённости в плане своей [профессиональной] принадлежности будет полагать, что трудности, с которыми он сталкивается, обусловлены его индивидуальностью, а не обычным переходным периодом, с которым каждый сталкивается в первые годы учёбы в университете», — пояснила Фрей.
Неуверенность в своём соответствии выбранной области также может заставлять студентов бросить учёбу ещё до того, как они приступят к исследовательской деятельности.
Как решить эту проблему
По словам исследовательницы, и преподаватели, и сами студенты могут помочь разорвать порочный круг, связанный с неуверенностью в способностях и её влиянием на успеваемость, которые впоследствии могут ещё сильнее ударить по самооценке.
Преподаватели могли бы мягко напоминать учащимся о том, что большинство студентов проходит через те же трудности и это нормально. Они также могут создавать установку на рост, помогая студентам понять, что их способности будут со временем улучшаться и что ошибки — тоже нормальная часть процесса обучения. Кроме того, педагогам стоит подталкивать учащихся к общению — например, задавая проектные работы.
Студенты, в свою очередь, могут внести свой вклад, поддерживая друг друга. Фрей отметила, что исследования подтверждают благотворное влияние позитивного и поддерживающего взаимодействия между учащимися.
Ранее специалисты Российской академии образования выяснили, что ученицы 7–11-х классов почти вдвое реже мальчиков отдают предпочтение STEM-направлениям. Оказалось, что решающую роль в этом играют гендерные стереотипы.