Сильные и слабые стороны ChatGPT в разработке онлайн-курса
Недавний эксперимент показал, что нейросеть для этой задачи может быть вполне полезна. Но и ограничения у неё достаточно серьёзные.
 
 
Как только появилась нейросеть ChatGPT, некоторые специалисты стали делать прогнозы, что с помощью этого инструмента гораздо легче и быстрее будет проектировать учебные курсы, а возможно, нейросеть даже полностью сможет создавать учебный контент. И такие примеры вскоре стали появляться. Правда, качество вызывало вопросы.
Сейчас уже сложно представить себе педагогического дизайнера, который не попробовал бы этот инструмент. Но насколько он полезен, как помощник в проектировании? Исследователи из четырёх университетов США решили это выяснить.
Для этого использовали серию промптов, чтобы разработать структуру онлайн-курса и в процессе оценить сильные и слабые стороны нейросети, а также возможности и риски, которые несёт её использование в педдизайне. Статья об этом эксперименте опубликована в журнале TechTrends.
Как проходило исследование
Для начала исследовательская группа подготовила вводные данные:
- название будущего курса («Мейкерспейс как пространство для обучения»);
- его краткое и расширенное описание;
- целевую аудиторию;
- планируемые результаты обучения;
- продолжительность и формат курса.
С использованием этих данных сформулировали первый промпт, чтобы ввести его в ChatGPT: «Используя модель обратного дизайна и информацию ниже, разработай план четырёхнедельного онлайн-курса для магистрантов, состоящий из планируемых результатов каждого модуля, методов оценки, практических занятий и домашних заданий».
Также исследователи сформулировали ещё шесть промптов, чтобы расширить каждый компонент. Например: «Создай вопросы для дискуссии, основанные на материалах модуля X» или «Создай пять тестовых вопросов по материалам модуля X: два вопроса с множественным выбором, два вопроса вида „истина или ложь“ и один вопрос, предполагающий ответ в форме короткого эссе».
Затем каждый из четырёх участников исследовательской группы последовательно ввёл все семь промптов в ChatGPT. Полученные результаты сохранили в документах, после чего провели SWOT-анализ. Этот метод помогает выявить внешние и внутренние факторы, относящиеся к объекту анализа, а также оценить их влияние — как негативное или позитивное. Название метода складывается из англоязычного названия категорий, по которым распределяются факторы:
- Strengths — сильные стороны;
- Weaknesses — слабые стороны;
- Opportunities — возможности;
- Threats — угрозы.
Сильные стороны ChatGPT в разработке структуры курса
По итогам анализа исследователи назвали такие сильные стороны ChatGPT:
- Хорошо формулирует цели и планируемые результаты обучения. Определяя цели и результаты, разработчики курсов обычно избегают слов «знать» и «понимать» — они не отражают конкретные действия студентов, и такие результаты сложно измерить. Как оказалось, ChatGPT тоже придерживается этого подхода и применяет корректные формулировки: «использовать», «создавать» и так далее. Кроме того, по словам исследователей, нейросеть предлагает задания и критерии оценки, соответствующие поставленной учебной цели каждого модуля.
- Предлагает подходящие инструменты и материалы. По оценке исследователей, ChatGPT составил вполне качественный набор инструментов и материалов для использования в курсе — например, собрал источники, которые позволят студентам углубиться в тему образовательных мейкерспейсов и больше узнать о методиках проведения творческих занятий со школьниками.
- Формулирует вопросы для дискуссий, побуждающие мыслить критически. Авторы эксперимента отметили, что ChatGPT предлагает глубокие вопросы, которые стимулируют студентов размышлять об изученном и соединять новые знания со своим личным опытом. Более того, по словам исследователей, эти вопросы помогут и самим преподавателям критически оценить содержание курса и выделить самое важное для того или иного модуля.
- Умеет ссылаться на материалы из других модулей. Нейросеть, как рассказали исследователи, сама, без дополнительных уточнений в промптах, упоминает видеолекции и тексты из прошлых модулей, создавая инструкции к заданиям. А в вопросах для дискуссий нередко ссылается на практические работы студентов.

Среди возможностей, которые ChatGPT даёт проектировщикам курсов, исследователи называют в первую очередь снижение нагрузки специалиста. С помощью нейросети можно быстро создать основу будущего курса с согласованными между собой учебными целями, заданиями и методами оценки. Также ChatGPT готов взять на себя трудоёмкую задачу поиска и подбора информации по теме. Хотя, как отмечают авторы эксперимента, здесь возможны и ошибки, поэтому релевантность и актуальность источников всё равно придётся проверять вручную.
Когда педдизайнер делегирует некоторые задачи нейросети, у него, как считают исследователи, появится больше времени для проектирования личностно-ориентированного обучения. Например, он может внедрить меры скаффолдинга для разных видов учебной деятельности, а также тщательнее продумать способы поддержки вовлечённости студентов в течение курса.
Слабые стороны ChatGPT
Эксперимент выявил такие слабые стороны ChatGPT при его применении в педагогическом дизайне:
- Нейросеть плохо «понимает» контекст. Так, с помощью ChatGPT исследователи разрабатывали структуру онлайн-курса для магистрантов, но ИИ не учёл эти условия, предлагая конкретные учебные мероприятия. По словам авторов, почти все активности подразумевали очное присутствие студентов в аудитории. Также ChatGPT плохо оценивает время, необходимое в реальности для выполнения того или иного задания. Например, ИИ выделяет студентам всего неделю на то, чтобы спроектировать творческое занятие, выбрать мейкерспейс и согласовать занятие с его менеджментом, набрать участников, провести занятие и оценить результаты — что, конечно, выполнить невозможно.
- Подобранные источники и материалы часто ненадёжны. Как известно, ChatGPT нередко галлюцинирует — ссылается на несуществующих авторов и рекомендует публикации, которых не найти ни в одной базе данных. В данном кейсе экспериментаторы тоже с этим столкнулись. По их мнению, это один из самых серьёзных недостатков нейросети.
- Инструкциям к заданиям не хватает конкретики. Качественные инструкции к заданиям должны быть конкретными и достаточно подробными, чтобы учащиеся без труда понимали, что именно им нужно сделать. И в этом возможности ChatGPT проявились не очень успешно — как отмечают исследователи, нейросеть склонна использовать расплывчатые формулировки и описывать задания самыми общими словами.
- Дискуссии строятся однообразно. Несмотря на то что ChatGPT, по мнению исследователей, качественно генерирует вопросы для обсуждения, во всех модулях они выстраиваются по одному шаблону. В реальном курсе такой подход вызвал бы у студентов скуку.
- Недостаточно глубины в тестовых вопросах и заданиях. Исследователи заметили, что в тестах, сгенерированных ChatGPT, проверялись только знания фактов — то есть, по сути, запоминание информации. С помощью таких тестов не получится оценить, например, как студенты поняли тот или иной принцип, способны ли применять его в разных контекстах. То же касается и заданий, предполагающих написание короткого эссе — вопросы для них тоже зачастую были довольно стандартными и общими.
- Частые сбои в генерации ответов. Авторы сообщают, что в процессе генерации нередко возникали системные ошибки — например, ChatGPT выдавал план только двух модулей вместо запрошенных четырёх и останавливался. А после промпта в духе «Продолжай» просто начинал сначала.

И в качестве главной угрозы исследователи назвали проблему контроля качества. По словам авторов эксперимента, она наблюдается сразу на нескольких уровнях — пользователи сталкиваются со сбоями в генерации, получают совершенно разные результаты по одним и те же промптам, да и в самом содержании выдачи могут быть фактические ошибки и ссылки на несуществующие источники.
Так может ли ChatGPT быть полезен разработчикам курсов?
Подводя итог эксперимента, исследователи озвучили вывод, что ChatGPT будет полезен на ранних этапах проектирования курса — с его помощью легко набросать первый прототип структуры, чтобы затем самостоятельно дорабатывать. Эффективна нейросеть и в начале разработки учебных материалов, когда методисту нужны идеи заданий или вопросов для дискуссии, дополнительные источники информации.
Однако, как подчёркивают авторы эксперимента, педдизайнеру необходимо уверенно ориентироваться в соответствующей предметной области, чтобы эффективно использовать ChatGPT в проектировании. Без собственных знаний не получится обнаружить и исправить ошибки ИИ, доработать структуру курса и учебные материалы.
Кроме того, исследователи задают вопрос: всегда ли полезно сокращать временные затраты на ранних этапах проектирования курса? По их мнению, когда методист сам ищет источники информации и выбирает из них важное, структурирует материал, это помогает глубже разобраться в теме курса, точнее сформулировать цели и задачи, а также понять, как связать их с действиями учеников. Поэтому, считают исследователи, стоит стремиться к балансу между использованием ИИ-инструментов и самостоятельной творческой и мыслительной деятельностью.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    