Образование Корп. обучение
#статьи

SCORM: что это за формат курсов и почему он всё ещё популярен, хотя устарел

Задача SCORM — упаковать онлайн-курс так, чтобы он подошёл к любой (ну или почти к любой) LMS и им легко было пользоваться.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

SCORM — аббревиатура от Sharable Content Object Reference Model, что буквально переводится с английского на русский как «эталонная модель объектов контента для совместного использования». Простыми словами — это международный стандарт, определяющий технические характеристики и структуру цифрового контента для онлайн-образования. Если электронный курс разработан по стандарту SCORM, то он совместим со многими платформами для обучения (LMS, или по-русски СДО).

Чтобы понять, как работает SCORM, можно представить электрическую розетку. Дома, в гостях, в кафе или в путешествии вы можете подключить к ней зарядное устройство, чтобы зарядить смартфон. Вам не нужно выбирать среди множества розеток ту, которая подойдёт именно вашему гаджету, или пользоваться переходниками. Вы просто вставляете штепсель и ждёте, пока смартфон зарядится.

Образно говоря, курс, разработанный по стандарту SCORM, имеет универсальный «штепсель», который делает его совместимым с большим количеством платформ для обучения (LMS). Не нужны никакие «переходники», достаточно просто запустить файл с курсом в LMS.

SCORM — это не формат учебного контента, как, например, лонгрид, слайдовый курс или видеокурс, а формат упаковки этого контента. Вот как это объяснил специалист по анализу рынка платформ дистанционного обучения Ростислав Полешко-Островский на вебинаре «Дебаты: какие форматы корпоративных обучающих материалов эффективнее?», организованном проектом «HR-кухня»:

«SCORM — это „контейнер“, в который можно вложить разные форматы. На уровне этого „контейнера“ задаются правила взаимодействия между всеми его вложениями. Внутрь можно положить практически что угодно, начиная от обычных слайдов и заканчивая тренажёрами — по сути, что хотите. Поверх всего находится специальный плеер, который разбирает всю эту структуру и организует интерактив с пользователем».

SCORM удобен своей гибкостью и универсальностью: благодаря этому разработчики, дизайнеры и администраторы могут добавлять в курс контент из разных источников, пересобирать курсы, миксуя блоки из разных курсов, менять инструменты для создания курсов и загружать один и тот же курс в разные LMS без изменения конфигурации учебного контента. Правда, нужно учитывать, что у SCORM есть разные версии. Часть LMS совместима с версией 1.2, часть — со SCORM 2004, но многие из них поддерживают оба актуальных варианта.

Где распространён стандарт SCORM и где его нет

Популярен SCORM не во всех сегментах онлайн-обучения и поддерживают его всё-таки не все платформы. В основном SCORM используют при разработке курсов для корпоративного обучения и в учебных заведениях, прежде всего, вузах.

Кадр: фильм «Возмездие» / Warner Bros / GK Films

Как объясняет лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев, в корпоративном обучении SCORM ценится за то, что компания может без проблем переносить всю свою библиотеку SCORM-курсов с одной LMS на другую, если возникает необходимость поменять LMS, а также может покупать у провайдеров готовые курсы, созданные по единому стандарту, и загружать в свою LMS.

А вот у образовательных платформ с курсами сегмента B2C и в инфобизнесе этот формат не стал популярным. По словам технического директора Skillbox Глеба Михеева, в этой сфере универсальные стандарты, по сути, и не нужны. Каждая образовательная платформа обычно имеет собственную LMS и разрабатывает курсы под неё, стараясь предлагать студентам функции и «фишки», отличающие её от конкурентов. А представители инфобизнеса, как правило, пользуются платформами, которые представляют собой одновременно конструктор для сборки курсов, площадку для их продажи и LMS, в которой слушатели эти курсы проходят. То есть там тоже свои технические особенности, и разработчикам, как правило, не нужно переносить курсы с одной платформы на другую.

К тому же SCORM — уже достаточно старый стандарт, который не всегда решает задачи современного онлайн-обучения и имеет ряд ограничений. Среди ближайших конкурентов SCORM — форматы AICC, xAPI (ранее он назывался Tin Can API) и CMI5 (Computer Managed Instruction). И если формат AICC уже тоже устарел (это вообще самый «древний» стандарт электронного обучения, он был введён ещё в 1980-х годах), то xAPI и CMI5, напротив, со временем могут вытеснить SCORM, потому что они более современные. xAPI позволяет добавлять в курс симуляции и элементы виртуальной реальности, применять экспериментальное, автономное (без подключения к Сети) и совместное обучение. А CMI5, по сути, объединяет преимущества xAPI и SCORM: обеспечивает совместимость курсов с разными LMS и предоставляет широкие возможности для обучения и аналитики.

Кадр: сериал «Детство Шелдона» / Chuck Lorre Productions / Warner Bros. Television

Однако xAPI и CMI5 только начинают приобретать популярность, а SCORM всё ещё удерживает лидерство среди форматов электронного обучения. В корпоративной среде от него не отказываются по прагматичной причине: если компания перейдёт на другой формат, то она потеряет те курсы, которые были сделаны в SCORM. Эксперт Евгений Нагорный на уже упомянутом вебинаре «HR-кухни» объяснил: у многих компаний «огромное количество контента упаковано в SCORM, и никто не хочет этот контент терять». Кроме того, по словам спикера, у бизнеса зачастую просто нет ресурсов, чтобы перевести контент на более новые стандарты.

Скорее всего, вузы вынуждены держаться за SCORM-формат по тем же причинам.

Как появился и развивался стандарт SCORM

До появления формата SCORM были и другие попытки стандартизировать онлайн-обучение. Так, в 1988 году международная ассоциация специалистов по электронному обучению AICC создала одноимённый стандарт. Изначально его использовали при разработке курсов для работников авиакомпаний, однако затем стали применять и в других сферах. У этого стандарта было множество ограничений, и они помешали росту его популярности. Сейчас AICC используют в основном те, кто ранее уже накопил большую базу образовательного контента в этом формате. В новых курсах стандарт практически не применяют, а разработчик перестал его обновлять.

AICC сыграл важную роль в последующем создании стандарта SCORM. Его разработчики, действуя в рамках американской правительственной программы Advanced Distributed Learning Initiative, позаимствовали некоторые спецификации и гайдлайны из AICC, доработали их, добавили новые и получили SCORM.

Первая версия стандарта SCORM 1.0 вышла в январе 2000 года. Это был черновой вариант, который пока нельзя было использовать на практике. Однако он уже предписывал, как контент должен быть упакован, как он должен взаимодействовать с LMS, а также включал способ описания контента метаданными.

После SCORM 1.0 вышли ещё три версии стандарта:

  • SCORM 1.1 появилась в 2001 году. Это была первая реализуемая версия стандарта, однако она ещё требовала проработки, поэтому не получила широкого распространения.
  • SCORM 1.2 вышла в том же году, что и версия 1.1. Этот вариант стандарта подробно описывает, как следует хранить, маркировать и открывать контент. Также он включает возможность отслеживать прогресс учащихся. Эту версию до сих пор поддерживает большинство систем управления обучением.
  • SCORM 2004 доработала уже имеющиеся функции, а также добавила новые. Среди них — возможность регулировать условия доступа к контенту (например, «студент может открыть модуль В, только если пройдёт модули A и Б»), а также отслеживать количество баллов, которые студент получил за прохождение курса и сдачу тестов. У этой версии вышло несколько редакций. Четвёртая, самая актуальная, появилась на свет в 2009 году.

Как устроены курсы в формате SCORM

Курсы в формате SCORM имеют модульную структуру. Учебный контент разбивается на отдельные части, которые можно копировать и добавлять в другие курсы, менять местами или удалять, если материал устарел. Учащийся может осваивать модули курса в свободном или заранее заданном порядке, двигаться в индивидуальном темпе, возвращаться к сложному материалу и изучать его повторно. Прогресс студента при прохождении курса сохраняется.

Чаще всего курсы в формате SCORM — слайдовые, то есть они выглядят как PowerPoint-презентация (слайды могут содержать текст, изображения, аудио и видео) с добавлением интерактивных элементов — например, можно по ним кликать, перетаскивать их по экрану и так далее. Но этот стандарт подходит и для других форматов, так что при желании в SCORM можно упаковать и видеокурсы, и курсы-лонгриды.

Кадр: фильм «Кто там» / Black Bear Pictures / Camp Grey

Преподаватели и администраторы LMS могут контролировать процесс взаимодействия обучающегося с курсом, отслеживать время, затраченное на его прохождение, результаты тестов, просмотренные видео и количество набранных баллов.

С технической стороны курс представляет собой архив в формате ZIP, который называется SCORM-пакетом. В этом архиве находятся все необходимые файлы, главный из которых — так называемый манифест. Этот документ, созданный на языке разметки XML (eXtensible Markup Language), описывает всё содержимое пакета (контент и учебные инструкции, структуру курса, последовательность прохождения) и включает в себя необходимые метаданные. Кроме того, в SCORM-пакете находятся файлы ресурсов (собственно учебный контент) и файлы схемы в форматах XSD и DTD, которые определяют, правильно ли структурировано содержимое манифеста.

После того как SCORM-пакет загружают в LMS, взаимодействие между курсом и платформой обучения обеспечивает API на языке программирования JavaScript. Именно API позволяет учащемуся запускать курс в веб-браузере, выбирать модуль для изучения и работать с контентом, сохранять свой прогресс и так далее.

Надо ли уметь программировать, чтобы создать SCORM-курс?

На заре эпохи электронного обучения действительно нужно было уметь программировать, чтобы создать онлайн-курс. Сейчас же можно делать SCORM-курсы, не обладая компетенциями программиста, — для этого есть специальные сервисы-конструкторы. Они в основном платные, и на то, чтобы разобраться в том, как ими пользоваться, нужно потратить какое-то время, но всё равно это не сравнится по трудоёмкости с программированием.

Создать SCORM-курс можно, к примеру, на таких платформах:

  • CourseEditor предоставляет инструменты для создания лонгридов, которые можно экспортировать в популярных форматах, включая SCORM.
  • SCROLL тоже помогает собирать курсы-лонгриды из разнообразных блоков и сохранять их в пакетах SCORM 1.2 или 2004.
  • iSpring Suite устанавливается в виде надстройки к PowerPoint и позволяет создавать SCORM-курсы.
  • EdApp позволяет редактировать курсы в формате SCORM и создавать их с нуля.
  • Course Lab — конструктор для создания курсов из шаблонов-модулей, в котором также есть функции профессиональной разработки (например, настройка взаимодействия курса и LMS через JavaScript).

В таких конструкторах разработчик может собрать курс из типовых элементов, добавив нужный учебный контент, а сервис сохранит полученный результат в SCORM-пакете. Останется только загрузить его в LMS.

Какие ограничения имеет SCORM

Стандарт SCORM предоставляет широкие возможности, однако многое ему всё же недоступно.

Например, в SCORM довольно ограниченные функции для отслеживания прогресса обучения, то есть для сбора аналитики о том, как пользователи проходят курс. Можно отслеживать общий прогресс учащегося, а версия SCORM 2004 также собирает статистику о баллах, заработанных при прохождении тестов. Но для качественного улучшения курса недостаточно анализировать только сам факт его прохождения или непрохождения. Важно понимать, сколько времени заняло изучение каждого из модулей, возвращался ли учащийся к отдельным материалам, чтобы повторить их, и так далее. Такой возможности нет в SCORM, но она есть в более современных стандартах обучения, например в xAPI.

Для обучения всегда нужен интернет — ещё один весомый недостаток SCORM. Современные LMS, как правило, предлагают проходить дистанционное обучение в любом месте, в том числе с мобильных устройств, для которых создаются специальные приложения. Они позволяют учиться и без доступа к интернету, сохраняя прогресс студента на устройстве, а затем загружая его на сервер при последующем подключении к Сети. А вот курсы SCORM можно проходить только при постоянной связи с интернетом, и это сильно ограничивает студентов. При плохом соединении есть риск, что прогресс не сохранится.

Кадр: сериал «Секс в большом городе» / New Line Cinema / Cold Spring Pictures

Также все SCORM-курсы работают исключительно в веб-браузерах — и на компьютерах, и на смартфонах. И чтобы курс было удобно проходить на небольшом экране, нужно создавать его в конструкторе, поддерживающем разработку учебного контента для мобильных устройств. Иначе, учитывая, что чаще всего уроки представляют собой слайды презентации, текст окажется слишком мелким для чтения, а интерактивными элементами будет сложно управлять пальцем. При этом популярное представление, что SCORM совсем не поддерживает мобильное обучение, неверно — таких ограничений у стандарта нет. Сложности могут возникнуть именно с презентациями, изначально созданными для просмотра на больших экранах.

И наконец, пакеты SCORM довольно объёмные и требуют много времени для загрузки в LMS, так как содержат все медиафайлы, входящие в курс: аудио, видео, изображения. На платформе для обучения SCORM-курсы размещаются вручную, поэтому нужен специалист, который выполнит эту задачу. И есть риск, что администратор при загрузке случайно использует устаревший пакет данных, так как в SCORM отсутствует работающая система контроля версий.

Таким образом, хотя SCORM всё ещё решает многие задачи разработчиков и потребителей обучающих курсов, его возможностей уже недостаточно. Переход к современным стандартам обучения и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, требуют новых инструментов, которые отсутствуют у SCORM, но есть у xAPI. Так что, скорее всего, в ближайшее время новый стандарт будет набирать популярность, постепенно вытесняя SCORM. Об этом косвенно говорит и отсутствие обновлений SCORM в последние годы.

Зачем вообще разработчику курса знать про формат

Тем, кто создаёт онлайн-курсы, стоит хотя бы на базовом уровне знать о разных стандартах их разработки, их преимуществах и недостатках. Это особенно важно при проектировании курсов для бизнеса и учебных заведений — сфер, где очень важна гибкость, универсальность и экономия ресурсов.

Выбор конкретного стандарта и формата во многом зависит от того, для какой платформы создаётся продукт: будет ли это ваша собственная LMS или внешняя онлайн-площадка, какие форматы они поддерживают. Также важно, с какого устройства пользователи будут проходить обучение, насколько легко аудитория разбирается в электронных сервисах и какие методы обучения решают поставленную учебную задачу. Одно дело, если речь идёт о мини-курсе по технике безопасности (тут достаточно слайдов, которые прекрасно поддерживает SCORM), и другое дело, если вы хотите сделать для тренировки специфических хард-скиллов VR-тренажёр — и тут SCORM не поможет.

Если вы как инфобизнесмен создаёте свой авторский курс, важно сразу решить, на каких площадках вы будете его распространять. Некоторые платформы предлагают собственные инструменты для разработки курсов, но в нестандартизированных форматах, поэтому готовый курс не получится экспортировать на другие площадки. Какие-то платформы совместимы с общепринятыми стандартами — SCORM, CMI5, xAPI. Курс, сделанный в одном из этих стандартов, можно будет продавать на нескольких платформах, поддерживающих этот стандарт.

Если вы делаете курс для корпоративного обучения, то важно, какая LMS у компании, для сотрудников которой этот курс предназначен. Если она собственная уникальная, то и курсы для неё разрабатываются по внутренним спецификациям — то есть распространённые стандарты, по сути, не играют роли. Если LMS поддерживает общепринятый стандарт (будь то SCORM, CMI5 или xAPI), то курс нужно делать в нём.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована