Исследование провели сотрудники НИУ ВШЭ. Результаты работы приведены в недавно опубликованном 42-м выпуске информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования». «Вышка» выпускает его в рамках одноимённого проекта.
Что это за исследование
В рамках Мониторинга экономики образования 2020 года специалисты провели опрос среди 657 человек, занимающих руководящие должности в 359 учреждениях среднего профобразования (СПО). Респондентов просили оценить, насколько их колледжи готовы к организации практико-ориентированного обучения. Чтобы его обеспечить, образовательные организации открывают современные мастерские, действуют через сетевую форму обучения, сотрудничают с работодателями и настраивают обучение под их запросы.
Для целей исследования колледжи разделили на четыре группы (авторы бюллетеня называют их кластерами):
- Лидеры — колледжи и техникумы, которые реализуют прежде всего самые технологичные и сложные направления, а также считаются наиболее перспективными благодаря самому высокому ресурсному потенциалу (инновационная инфраструктура, спрос со стороны абитуриентов, выгодное расположение в крупных городах).
- Организации «лидерского резерва» — они реализуют в основном направления подготовки, ориентированные на сектора экономики, представленные в регионах, где они расположены. Уровень ресурсной обеспеченности у таких колледжей выше, чем у представителей других двух групп.
- Организации «догоняющего развития» — те, которые сочетают черты как лидеров, так и отстающих. Например, они более технологичны, чем отстающие учреждения, но при этом гораздо больше лидеров реализуют программы, которые обычно встречаются в колледжах четвёртой группы.
- Отстающие — эти образовательные организации обладают наименьшими ресурсными возможностями. Чаще всего они специализируются на сельскохозяйственных науках, транспорте, биотехнологиях.

Как обстоят дела с ресурсами
По мнению респондентов, объём финансирования колледжей в зависимости от кластера составляет 76–81% от того уровня, который им нужен.
Что касается оборудования, необходимого для реализации практико-ориентированных программ, то, по оценкам респондентов, ни по одному из его видов не достигнут желаемый уровень обеспеченности. Тренажёров и симуляторов, как правило, и вовсе нет — даже у колледжей-лидеров.

Качество оснащения опрошенные чаще всего оценивали как удовлетворительное.

Авторы бюллетеня обращают внимание на то, что руководители отстающих учреждений в среднем оценивали качество оборудования выше, чем представители «догоняющей» группы. Эксперты считают, что отстающие просто недооценивают свои потребности.
Кроме того, выяснилось, что потребности образовательных организаций с точки зрения обновления материально-технической базы несколько отличаются в зависимости от кластера. Но кое-что объединяет колледжи разных групп — приобретение нового учебно-производственного оборудования оказалось на первом месте почти в каждой из них. Исключение составил кластер лидеров — там этот пункт оказался на втором месте.

Хватает ли профессионализма у преподавателей
Респондентов также попросили рассказать о компетентности преподавателей в их колледжах, ведь практикоориентированность обучения предполагает и определённые умения со стороны педагогического состава. В частности, педагоги и сами должны быть практиками и уметь работать с современным оборудованием.
В среднем опрошенные из первых трёх кластеров колледжей оценили обеспеченность своих учреждений квалифицированными кадрами на 80% от нужного уровня. Представители из кластера отстающих настроены более оптимистично и оценивают обеспеченность кадрами на 87%.
Но вот по уровню компетентности, необходимой для реализации практико-ориентированного обучения, респонденты оценили своих преподавателей не очень высоко. В половине колледжей из первой, второй и третьей групп (у 49, 51 и 46% соответственно) заметен недостаток сотрудников, которые умеют работать с учебным оборудованием и лабораторной базой. Исследователи пояснили, что это говорит о разрыве между темпами обновления материально-технической базы и динамикой развития педагогов. Однако есть и идея, как не допустить увеличения этого разрыва: надо проводить ускоренное обучение преподавателей — в том числе и на таких площадках с высоким уровнем оснащённости.
Отмечается, что в колледжах из отстающего кластера проблему нехватки квалифицированных кадров оценивают не так остро — о ней заявили только 37% руководителей таких учреждений. Этот парадокс авторы работы объясняют низкой обеспеченностью современным оборудованием: раз его нет, то и потребности в преподавателях, которые умеют с ним работать, там не возникает.
Какова ситуация с приёмом новых педагогов
По словам примерно двух третей респондентов, за три года, предшествовавших проведению опроса, заполнение вакансий преподавателей и мастеров производственного обучения почти не изменилось. Аналогичная ситуация наблюдалась и с притоком молодых кадров. Тем не менее колледжи-лидеры оказались более привлекательны для них: рост притока молодых специалистов наблюдался в 44% из них. А снижение притока чаще всего происходило в колледжах «лидерского резерва» (34%). Падение также заметили в четверти колледжей «догоняющего развития» и примерно в каждом пятом учреждении из кластера отстающих.
Также выяснилось, что из молодых преподавателей респонденты предпочитают нанимать тех, кто окончил вуз, а не колледж. При этом более ресурсные учебные заведения нередко отдают предпочтение собственным выпускникам. Эксперты связывают это с лучшей подготовленностью таких кандидатов к работе с более современным оборудованием.

У колледжей-лидеров ожидаемо больше возможностей для привлечения нужных кадров. Среди представителей колледжей этого кластера лишь 8% назвали свои учреждения неконкурентоспособными по уровню зарплат по сравнению с аналогичными образовательными организациями в тех же регионах. А вот из числа руководителей отстающих колледжей такое мнение выразил каждый третий.
Но конкурентоспособность тоже бывает разной. Одно дело — сравнивать свои зарплаты только среди учреждений СПО, а другое — с зарплатами в профильных производственных предприятиях. Ведь за практиков приходится конкурировать и с ними тоже. Вот по сравнению с предприятиями преподавательские зарплаты оценили низко уже 40% представителей лидерского кластера. В данном случае они оказались примерно на одном уровне с колледжами остальных кластеров.

Авторы аналитики подчёркивают, что финансовые возможности образовательных организаций чаще всего не позволяют выстроить оптимальную кадровую политику. Например, руководство 71–77% колледжей в зависимости от кластера в предшествующие опросу три года было вынуждено искать внебюджетные средства. Ещё 15–23% колледжей пришлось сокращать другие статьи расходов, чтобы выплачивать зарплаты. А 8–17% сокращали преподавателей.
Кстати, в другом выпуске бюллетеня «Мониторинг экономики образования» сообщалось, что вузы тоже неконкурентоспособны в борьбе за кадры. Правда, в том случае речь шла не о преподавателях, а об IT-специалистах, необходимых для цифровизации образования. А по итогу ещё одного исследования в рамках проекта эксперты НИУ ВШЭ заключили, что многим вузам недостаточно финансовых ресурсов для дальнейшего развития инфраструктуры и цифровых сервисов.
Колледж Skillbox: продолжается приём документов
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше 
         
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    