Рубрика для критериального оценивания: что это такое и как её составить
Руководство по разработке основного инструмента для объективной и прозрачной оценки учебных достижений.


Фото: Ольга Роленко / Getty Images

Михаил Лебедев
Заместитель директора по основной и старшей школе «Новый взгляд», где применяется критериальное оценивание, кандидат педагогических наук, учитель химии.
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое рубрика и дескрипторы в критериальном оценивании;
- какие бывают подходы к разработке критериев;
- из каких этапов состоит разработка рубрики;
- какие виды рубрик существуют;
- как выбрать оптимальный тип рубрики и определить количество критериев для оценки;
- как перевести критериальную оценку в пятибалльную систему.
Что такое рубрика и дескрипторы в критериальном оценивании
Критериальное оценивание предполагает применение оценки на основе критериев, известных и понятных всем участникам образовательного процесса. Одно из ключевых понятий для этого подхода к оцениванию — рубрика.
Рубрика в критериальном оценивании — это набор параметров (критериев), по которым оценивается работа учащегося. Критерии показывают, чему именно он научился.
Уровни достижения каждого критерия или отдельные действия, из которых он складывается, описываются с помощью дескрипторов — они отражают, как выглядит идеальный результат и как его достичь.
Каждому дескриптору присваивается определённое число баллов. При проверке конкретной работы полученные учеником баллы складывают и переводят в отметку — если речь идёт о суммативном (или констатирующем) оценивании, то есть измерении результатов за определённый период (например, четверть, семестр), по итогам раздела или курса.
Какие бывают подходы к разработке критериев
На практике критерии оценки формулируют разными способами, из-за чего составить единое представление о самой системе критериального оценивания бывает непросто. Так, сотрудники Института преподавания и обучения Сиднейского университета (Австралия) Саймон Барри, Анжела Брю и Мэри МакКаллох на основе эмпирического исследования и анкетирования педагогов обнаружили семь различных подходов к составлению критериев:
- Набор правил, на которые следует ориентироваться при выполнении задания.
- Описание конкретного продукта, который обучающийся должен создать в рамках оценочного мероприятия.
- Описание элементов, учитывающихся при оценивании.
- Индивидуальное мнение педагога в отношении работы, выполненной учащимся.
- Абстрактные утверждения о качественных характеристиках работы с применением таких слов, как «хорошо», «прекрасно», «интересно», «недостаточно» и так далее.
- Приближенное описание результата задания, иллюстрируемое конкретными примерами его выполнения.
- Сложные и многословные описания конкретных уровней выполнения оценочного задания.
В нашей школе при составлении критериев принято в первую очередь ориентироваться на планируемые образовательные результаты. То есть с помощью рубрики оценивается именно то, чему мы учим. Расскажу и покажу на примерах, как составить такую рубрику, использовать её для оценки достижений учеников и перевести результат в отметку, если это необходимо.
Из каких этапов состоит разработка рубрики
Чтобы составить рубрику для критериального оценивания, нужно выполнить несколько основных шагов:

- Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
- Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты закреплены в государственных образовательных стандартах (ФГОС) и федеральных образовательных программах (ФОП) для каждого уровня образования.
- Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
- Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
- Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
- Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.
Готовую рубрику предоставляют ученикам, чтобы они могли изучить её перед тем, как приступать к заданию. Когда ученики сдадут выполненные работы, педагог использует рубрику для их оценки и выставления отметок, если речь о констатирующем оценивании.
В таблице ниже — пример, как могут выглядеть учебная цель, образовательный результат, критерии и дескрипторы при критериальном оценивании на школьном курсе химии. В этом примере семь дескрипторов, поэтому ученик может набрать максимум 7 баллов. О том, как перевести их в пятибалльную систему для обычной отметки, дальше расскажем отдельно.

Какие виды рубрик существуют
Различают три вида рубрик: холистические (целостные), аналитические и пороговые.
Холистическая рубрика позволяет оценить результат работы учащегося в целом. Вместо отдельных критериев для каждого значимого аспекта работы или задания, такая рубрика содержит один комплексный критерий. При этом дескрипторы описывают разные уровни соответствия результата этому критерию.

Аналитическая рубрика, наоборот, позволяет выделить в работе учащегося отдельные аспекты и оценить каждый из них по своему критерию.

Пороговая рубрика тоже выделяет разные составляющие в работе, но отличается от аналитической рубрики тем, что критерии и дескрипторы формулируют только для порогового уровня результата. Столбцы для уровней ниже и выше порогового оставляют свободными и заполняют при оценке конкретной работы. Этот вид рубрики эффективно применяется для письменной обратной связи.

Как выбрать оптимальный тип рубрики и определить количество критериев для оценки
Насколько детализированной должна быть рубрика, то есть сколько критериев и дескрипторов она будет содержать, зависит от ряда факторов. Как уже упоминалось выше, в первую очередь важно проанализировать учебные цели каждого курса и перечень образовательных результатов. И, безусловно, большое значение для разработки критериальной системы имеют качество и количество контрольно-измерительных материалов. Составив пошаговый план учебных действий, из которых состоит конкретное задание, педагог получит соответствующий перечень критериев и дескрипторов для его оценки.
В целом имеет смысл ориентироваться на уровень изучения того или иного курса. В программах базового уровня, как правило, уместно использовать холистические рубрики, а также аналитические и пороговые с небольшим числом критериев. В углублённых программах содержание подробно детализируется, они задействуют специальные (узкие) учебные действия, а это увеличивает количество критериев и дескрипторов для оценки того, насколько успешно освоена такая программа.
Как перевести критериальную оценку в пятибалльную систему
Есть несколько способов представить данные в количественном формате, который затем при необходимости переводится в пятибалльную систему (например, для выставления отметок в аттестат):
- Оценка на основе процентов, при которой максимальное соответствие критерию принимается за 100%, а также вводятся пороговые уровни, например, 25, 50 и 75%.
- Оценка на основе процентного диапазона, когда каждому уровню достижений присваивается диапазон в процентах: например, высший уровень — 75–100%, удовлетворительный — 50–74% и так далее.
- Оценка на основе баллов — формируется балльная шкала, на которой установлены максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, и пороговые значения.
- Оценка на основе диапазона баллов, при которой каждому уровню достижений соответствует определённый диапазон набранных баллов.
Существуют и сервисы, которые автоматически переводят суммарный набранный балл в 100-процентную шкалу выполнения или показывают соотношение частей работы и оценку разных критериев в баллах. Например, это делает LMS Blackboard и онлайн-сервис для разработки критериальных рубрик Quick Rubric.

В нашей школе оценка выставляется в процентах. Так, аналитическая рубрика из примера выше состоит из трёх критериев, по которым ученик может набрать максимум 6 баллов — этот результат соответствует 100%. Результат конкретного ученика, выраженный в баллах, переводится в проценты, которые и выставляются в журнал. Оценка за учебный период (мы выставляем оценки за полугодие, в других школах это может быть четверть или триместр) тоже ставится в процентах и рассчитывается как среднее значение всех оценок, которые ученик получил за суммативные работы в течение этого периода. Оценки в процентах мы переводим в пятибалльную систему только для заполнения аттестатов. Для этого используем такую шкалу: 85% и более соответствует отметке «5», диапазон 70–84% — отметке «4», диапазон 50–69% — отметке «3».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее