Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование
#Руководства

Рубрика для критериального оценивания: что это такое и как её составить

Руководство по разработке основного инструмента для объективной и прозрачной оценки учебных достижений.

Фото: Ольга Роленко / Getty Images

Михаил Лебедев

Заместитель директора по основной и старшей школе «Новый взгляд», где применяется критериальное оценивание, кандидат педагогических наук, учитель химии.

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое рубрика и дескрипторы в критериальном оценивании

Критериальное оценивание предполагает применение оценки на основе критериев, известных и понятных всем участникам образовательного процесса. Одно из ключевых понятий для этого подхода к оцениванию — рубрика.

Рубрика в критериальном оценивании — это набор параметров (критериев), по которым оценивается работа учащегося. Критерии показывают, чему именно он научился.

Уровни достижения каждого критерия или отдельные действия, из которых он складывается, описываются с помощью дескрипторов — они отражают, как выглядит идеальный результат и как его достичь.

Каждому дескриптору присваивается определённое число баллов. При проверке конкретной работы полученные учеником баллы складывают и переводят в отметку — если речь идёт о суммативном (или констатирующем) оценивании, то есть измерении результатов за определённый период (например, четверть, семестр), по итогам раздела или курса.

Какие бывают подходы к разработке критериев

На практике критерии оценки формулируют разными способами, из-за чего составить единое представление о самой системе критериального оценивания бывает непросто. Так, сотрудники Института преподавания и обучения Сиднейского университета (Австралия) Саймон Барри, Анжела Брю и Мэри МакКаллох на основе эмпирического исследования и анкетирования педагогов обнаружили семь различных подходов к составлению критериев:

  • Набор правил, на которые следует ориентироваться при выполнении задания.
  • Описание конкретного продукта, который обучающийся должен создать в рамках оценочного мероприятия.
  • Описание элементов, учитывающихся при оценивании.
  • Индивидуальное мнение педагога в отношении работы, выполненной учащимся.
  • Абстрактные утверждения о качественных характеристиках работы с применением таких слов, как «хорошо», «прекрасно», «интересно», «недостаточно» и так далее.
  • Приближенное описание результата задания, иллюстрируемое конкретными примерами его выполнения.
  • Сложные и многословные описания конкретных уровней выполнения оценочного задания.

В нашей школе при составлении критериев принято в первую очередь ориентироваться на планируемые образовательные результаты. То есть с помощью рубрики оценивается именно то, чему мы учим. Расскажу и покажу на примерах, как составить такую рубрику, использовать её для оценки достижений учеников и перевести результат в отметку, если это необходимо.

Из каких этапов состоит разработка рубрики

Чтобы составить рубрику для критериального оценивания, нужно выполнить несколько основных шагов:

Фото: ESB Professional / Shutterstock
  • Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
  • Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты закреплены в государственных образовательных стандартах (ФГОС) и федеральных образовательных программах (ФОП) для каждого уровня образования.
  • Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
  • Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
  • Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
  • Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.

Готовую рубрику предоставляют ученикам, чтобы они могли изучить её перед тем, как приступать к заданию. Когда ученики сдадут выполненные работы, педагог использует рубрику для их оценки и выставления отметок, если речь о констатирующем оценивании.

В таблице ниже — пример, как могут выглядеть учебная цель, образовательный результат, критерии и дескрипторы при критериальном оценивании на школьном курсе химии. В этом примере семь дескрипторов, поэтому ученик может набрать максимум 7 баллов. О том, как перевести их в пятибалльную систему для обычной отметки, дальше расскажем отдельно.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Какие виды рубрик существуют

Различают три вида рубрик: холистические (целостные), аналитические и пороговые.

Холистическая рубрика позволяет оценить результат работы учащегося в целом. Вместо отдельных критериев для каждого значимого аспекта работы или задания, такая рубрика содержит один комплексный критерий. При этом дескрипторы описывают разные уровни соответствия результата этому критерию.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Аналитическая рубрика, наоборот, позволяет выделить в работе учащегося отдельные аспекты и оценить каждый из них по своему критерию.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Пороговая рубрика тоже выделяет разные составляющие в работе, но отличается от аналитической рубрики тем, что критерии и дескрипторы формулируют только для порогового уровня результата. Столбцы для уровней ниже и выше порогового оставляют свободными и заполняют при оценке конкретной работы. Этот вид рубрики эффективно применяется для письменной обратной связи.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Как выбрать оптимальный тип рубрики и определить количество критериев для оценки

Насколько детализированной должна быть рубрика, то есть сколько критериев и дескрипторов она будет содержать, зависит от ряда факторов. Как уже упоминалось выше, в первую очередь важно проанализировать учебные цели каждого курса и перечень образовательных результатов. И, безусловно, большое значение для разработки критериальной системы имеют качество и количество контрольно-измерительных материалов. Составив пошаговый план учебных действий, из которых состоит конкретное задание, педагог получит соответствующий перечень критериев и дескрипторов для его оценки.

В целом имеет смысл ориентироваться на уровень изучения того или иного курса. В программах базового уровня, как правило, уместно использовать холистические рубрики, а также аналитические и пороговые с небольшим числом критериев. В углублённых программах содержание подробно детализируется, они задействуют специальные (узкие) учебные действия, а это увеличивает количество критериев и дескрипторов для оценки того, насколько успешно освоена такая программа.

Как перевести критериальную оценку в пятибалльную систему

Есть несколько способов представить данные в количественном формате, который затем при необходимости переводится в пятибалльную систему (например, для выставления отметок в аттестат):

  • Оценка на основе процентов, при которой максимальное соответствие критерию принимается за 100%, а также вводятся пороговые уровни, например, 25, 50 и 75%.
  • Оценка на основе процентного диапазона, когда каждому уровню достижений присваивается диапазон в процентах: например, высший уровень — 75–100%, удовлетворительный — 50–74% и так далее.
  • Оценка на основе баллов — формируется балльная шкала, на которой установлены максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, и пороговые значения.
  • Оценка на основе диапазона баллов, при которой каждому уровню достижений соответствует определённый диапазон набранных баллов.

Существуют и сервисы, которые автоматически переводят суммарный набранный балл в 100-процентную шкалу выполнения или показывают соотношение частей работы и оценку разных критериев в баллах. Например, это делает LMS Blackboard и онлайн-сервис для разработки критериальных рубрик Quick Rubric.

Фото: goodluz / Shutterstock

В нашей школе оценка выставляется в процентах. Так, аналитическая рубрика из примера выше состоит из трёх критериев, по которым ученик может набрать максимум 6 баллов — этот результат соответствует 100%. Результат конкретного ученика, выраженный в баллах, переводится в проценты, которые и выставляются в журнал. Оценка за учебный период (мы выставляем оценки за полугодие, в других школах это может быть четверть или триместр) тоже ставится в процентах и рассчитывается как среднее значение всех оценок, которые ученик получил за суммативные работы в течение этого периода. Оценки в процентах мы переводим в пятибалльную систему только для заполнения аттестатов. Для этого используем такую шкалу: 85% и более соответствует отметке «5», диапазон 70–84% — отметке «4», диапазон 50–69% — отметке «3».

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована