Образование
#новости

Российские университеты вошли в Шанхайский рейтинг вузов по 29 предметам

В списках лучших вузов по предметным областям оказались 19 российских учреждений. И только 6 из них попали в топ-100 по своим дисциплинам.

: pavel sapozhnikov / shutterstock

Агентство ShanghaiRanking Consultancy опубликовало ежегодный глобальный рейтинг вузов по предметным областям 2021 Global Ranking of Academic Subjects (GRAS). Эта же организация выпускает один из ключевых институциональных топов Academic Ranking of World Universities (ARWU), более известный как Шанхайский рейтинг. Хотя войти в число лучших по предметным областям не так престижно, как в основной список ARWU, вузы внимательно следят за своими позициями и там.

Предметные рейтинги GRAS охватывают 54 дисциплины. Российские университеты, как и год назад, попали в 29 из них. Всего в топе 19 наших вузов (в прошлом году было 17).

Впервые в рейтинге — Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Он вошёл в список «Клиническая медицина» на позиции с 401 по 500 (диапазон мест присваивается в случае, если у участников рейтинга одинаковые баллы).

Всего в предметные рейтинги GRAS вошло свыше 1 800 университетов со всего мира. Больше всего первых мест — у вузов США (в 30 списках) и Китая (в 13 списках).

10 из 19 российских учреждений представлены в списках сразу по нескольким дисциплинам. Среди них чемпион — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Он вошёл в рейтинги по 12 предметам. Университет ИТМО и Высшая школа экономики заняли позиции в восьми списках каждый, Санкт-Петербургский государственный университет — в семи. Кстати, МГУ — единственный на данный момент российский вуз в топ-100 основного списка ARWU. В 2020 году он занял 93 место в мире.

В топ-100 по различным предметам в этом году пробились только шесть российских вузов (для сравнения: в 2018-м их было девять):

  • МГУ находится в диапазоне с 51 по 75 место в рейтинге по физике;
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» попал в диапазон с 51 по 75 позицию в списке «Металлургия»;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет по этому же предмету занял позицию чуть дальше, находясь в диапазоне с 76 по 100 место;
  • СПбГУ — в диапазоне с 51 по 75 место в рейтинге «Автоматизация и управление»;
  • Университет ИТМО в том же списке — в числе вузов в диапазоне с 76 по 100 место;
  • ВШЭ — в диапазоне с 76 по 100 место в списке «Математика».

В рейтингах по этим же предметам российским вузам удалось занять наибольшее количество позиций: шесть университетов — в списках по математике и физике, пять — по металлургии.

Шанхайский рейтинг, институциональная версия которого — старейшая в так называемой большой тройке мировых списков лучших вузов, строится по необычной методологии. От других заметных топов компании Quacquarelli Symonds (QS) и издания Times Higher Education (THE) он отличается выраженным акцентом на научной деятельности. Эта особенность проявляется и при составлении предметных рейтингов:

  1. Попасть в Global Ranking of Academic Subjects может только университет, сотрудники которого опубликовали за предыдущие пять лет заданное количество научных работ в конкретной области. В предметных рейтингах QS, к примеру, необходимо иметь образовательную программу по указанной дисциплине.
  2. Вузы ранжируются, основываясь на данных научных публикаций Web Of Science и на международном опросе учёных. Оцениваются пять показателей: число научных статей по дисциплине, опубликованных в самых цитируемых журналах; индекс цитируемости этих статей; доля работ, написанных с зарубежными соавторами; количество статей, опубликованных в самых престижных журналах этой области (это, как правило, лишь несколько изданий из списка самых цитируемых); количество сотрудников университета, получивших важные научные награды в этой сфере.
  3. Составители Global Ranking of Academic Subjects не учитывают репутацию вузов среди работодателей, соотношение на профильных образовательных программах преподавателей и студентов, доходы от инновационной деятельности и другие показатели образовательной деятельности.

Вероятно, этими отличиями в методологии объясняется разница в позициях российских вузов в рейтингах по одним и тем же дисциплинам. Например, лидером по стране в предметных рейтингах QS этого года стал Санкт-Петербургский горный университет с 12 местом в списке «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность». А в новом рейтинге GRAS по близкой дисцилине «Горные науки и горное дело» нет ни одного российского вуза (хотя год назад там был представлен СПбГУ). Внутри предметных списков GRAS позиции российских вузов тоже нестабильны. Например, в 2017–2019 годах ВШЭ входила в топ-100 рейтинга по социологии, в 2020 году она оказалась в диапазоне с 151 по 200 место, а в новом списке её нет совсем.

Инфографика: Skillbox. Источники: ShanghaiRanking Consultancy, ФГАНУ «Социоцентр»

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована