Масштабное исследование феномена импрессинга провели специалисты Пензенского государственного университета (ПГУ). О его результатах нам сообщила пресс-служба вуза.
Что это за работа
Импрессинг — явление, при котором человек, чаще всего в детском или подростковом возрасте, получает яркие впечатления, благодаря которым у него появляется устойчивый интерес к какому-то виду деятельности. В результате, по словам исследователей, формируется увлечённость и развиваются такие черты, как целеустремлённость и потребность в достижении результатов.
Исследование было направлено на поиск способа, который позволяет раскрывать таланты школьников, а также направлять и реализовывать их амбиции. Наработки уже внедрили в нескольких школах Пензы.
Как проводили исследование
Авторы работы создали биографическую базу, в которой они собрали и проанализировали случаи из жизни известных композиторов, писателей и художников. По их мемуарам и воспоминаниям современников исследователи установили, в каком возрасте эти деятели искусства пережили импрессинг и как это отразилось на их творческой деятельности. В базу вошли более 70 представителей разных эпох, а работа по изучению мемуаров продолжается.
Вторая часть исследования проходила в школах Пензы на протяжении четырёх лет — его участниками стали более 400 учеников в возрасте от 11 до 18 лет. Их разделили на две группы — контрольную и экспериментальную. Для второй группы создали благоприятные условия для возникновения импрессинга: проводили открытые уроки и организовывали походы на культурно-массовые мероприятия и различные выставки. Помимо этого, дети проходили различные психологические тесты и анкетирование по авторским психологическим методикам, разработанным специально для этого проекта. А для учителей проводили специальные мастер-классы.
Каков результат
В итоге у 10% экспериментальной группы обнаружили признаки импрессинга. Кроме того, в ней увеличилась доля увлечённых чем-то детей — с 85 до 95%. А доля родителей, одобряющих хобби своих детей, выросла на 15–20%. Это тоже значимый показатель: как отмечают исследователи, одобрение способствует возникновению импрессинга и его положительных результатов.
Учёные выделили целый ряд факторов, которые способствуют возникновению этого феномена:
- наследственная предрасположенность;
- благоприятный возраст;
- ситуация эмоционального напряжения;
- личный пример родителей;
- насыщенная социокультурная среда;
- разнообразный досуг;
- знакомство с творческой деятельностью других людей;
- атмосфера доверия и поддержки в семейной и образовательной среде.
Что касается наиболее благоприятного возраста, то специалисты назвали таковым подростковый, хотя импрессинг может произойти и в дошкольный период, и в юности.
Как это использовать
Авторы работы предлагают на постоянной основе проводить для школьников, родителей, педагогов и психологов классные часы и мастер-классы, где транслировались бы авторские методики исследователей ПГУ. Кроме того, разработаны специальные буклеты с рекомендациями для родителей, учителей и психологов о том, как заметить импрессинг у ребёнка и помочь ему реализовать свой талант.
Предполагается, что если следовать рекомендациям, то можно поспособствовать возникновению импрессинга. Учёные считают, что использование их методики поможет увеличить число детей, которые реализуют свои таланты и достигают успеха в выбранных видах деятельности.
Останавливаться на достигнутом учёные не собираются — они планируют наблюдать за испытуемыми ещё пять лет. Именно в этом интервале импрессинг должен принести первые плоды — конкретные достижения в разных областях культурной и общественной жизни. Помимо этого, они намерены изучить негативные проявления этого феномена, его возможную связь с психотравмами и его функционирование в различные культурно-исторические эпохи.
Кстати, в 2021 году в России создали ресурс с лекциями предпринимателей и учёных для школьников и студентов.
Больше интересного про образование в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Научные ролевые игры способны помочь сократить гендерный разрыв в STEM-образовании
- Стало известно, какие хобби положительно влияют на интеллектуальные способности
- «Больше 90% педагогов не имеют представления о познавательной деятельности ребёнка»
- Что такое научение через наблюдение и почему обучение — это социальный процесс