Студенты и недавние выпускники престижных вузов рассказали, где они хотели бы построить карьеру и что для них важно при выборе работодателя. В опросе приняли участие более 9 тысяч человек. Данными опроса по результатам исследования Best Company Award 2024 поделилась со Skillbox Media карьерная платформа Changellenge.
Какие отрасли пользуются популярностью
Студентов, которые хотят работать в IT, по-прежнему большинство, но доля таких респондентов снизилась с 49 до 42% за год. Кроме того, за этот период значительно поднялась привлекательность лёгкой промышленности, однако на общем фоне доля тех, кто заинтересован в этой сфере, по-прежнему низкая — всего 8%.
Самые привлекательные для студентов отрасли:
- информационные технологии — 42%;
- банки — 37%;
- реклама и маркетинг — 28%;
- искусство, культура и развлечения — 27%;
- образование — 24%;
- консалтинг — 23%;
- инвестиции — 21%;
- нефтегазовая промышленность — 20%;
- кинопроизводство, теле- и радиовещание — 18%;
- туризм и ресторанный бизнес — 16%.
Интересно, что студенты разных специальностей выделяют практически одни и те же интересные им для трудоустройства компании. Так, студенты бизнес-направлений выбрали «Яндекс», «Сбер» и VK. Будущие технические специалисты проголосовали практически так же, но VK в их опросе вышла на второе место. А студенты и выпускники IT-специальностей хотели бы работать в «Яндексе», VK и «Тинькофф Банке». Как отмечают в Changellenge, в этом году среди студентов всех направлений выросла популярность компании VK.
Как меняются предпочтения и ценности студентов
Кроме прочего, участники исследования назвали факторы, которые делают рабочее место более привлекательным для них. И по ответам можно проследить несколько трендов.
Так, интерес студентов к переезду за рубеж и построению международной карьеры снижается с каждым годом. В списке самых значимых при выборе места работы факторов эта возможность в 2023-м опустилась на пять позиций, а в целом за последние два года — на девять. По словам основателя и генерального директора Changellenge Андрея Алясова, это связано с тем, что отечественные компании стали больше внимания обращать на направление работы с молодёжью и на построение привлекательного для неё бренда работодателя.
При этом молодёжи, как и в прошлом году, важны баланс между работой и личной жизнью (этот фактор как значимый для себя отметили 36% респондентов) и возможность иметь гибкий график (31%). По сравнению с прошлыми опросами, за 2022–2023 годы эти факторы выросли на четыре и пять позиций соответственно. Наиболее значимым фактором остаётся конкурентный уровень зарплаты (52%). Кроме того, молодым специалистам важно уважительное отношение к сотрудникам от руководства (35%).
Компания Changellenge отдельно проанализировала, чем от остальных отличаются будущие работники IT-сектора. Выяснилось, что удалённая работа для них значимее, чем для студентов технологических и бизнес-направлений. Как важный фактор при трудоустройстве этот формат работы выбрали 39% опрошенных айтишников. Кроме того, для них по-прежнему важно наличие ценного и полезного опыта, который можно использовать в дальнейшей карьере. Такой вариант поддержали 42% опрошенных. Для сравнения: среди технических специалистов за него проголосовали 32%, а среди студентов бизнес-направлений — 34%.
Ранее стало известно, что более половины студентов российских вузов во время учёбы ещё не знают, по какой специальности будут работать. В результате многие после выпуска продолжают ту же деятельность, которую начали в совсем юном возрасте в рамках подработки, — например, они выбирают занятость в торговле или в сфере услуг. Впрочем, из других исследований известно, что у выпускников престижных вузов больше шансов на успешное трудоустройство.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!