Образование
#новости

Российские студенты мало вовлечены во внеучебную деятельность, и это плохо

Дело в том, что внеучебные активности оказывают важное влияние на образовательный процесс и успехи в целом.

Об этом говорится в 27-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Как внеучебная деятельность связана с успехами в учёбе

Авторы бюллетеня отмечают, что сегодня требования к компетенциям, которые нужны для профессиональной успешности, быстро меняются. Это значит, что узкоспециализированные знания и навыки, получаемые в вузах, могут устареть к моменту выхода на рынок труда. При этом особое значение приобретают универсальные умения, которые помогают приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

Речь идёт, например, о навыках коммуникации и командной работы, а также о критическом мышлении. Именно в их развитии и может помочь внеучебная деятельность. Благотворное влияние могут оказывать проходящие на базе вузов научные, просветительские, социальные, творческие и спортивные мероприятия, которые не подразумевают получения оценок по итогам участия в них.

Более того, иностранные исследования доказывают, что участие в таких мероприятиях помогает развивать навыки командной работы, лидерские качества, аналитическое мышление и креативность. А ещё известно, что это положительно влияет на самооценку учащихся.

Что известно об участии российских студентов в вузовских активностях

В то время как до 95% учащихся в американских университетах вовлечены во внеучебную деятельность, российские студенты почти в ней не участвуют. Например, более ранние исследования показали, что 67% не принимали участие в культурных, научных и спортивных мероприятиях своих вузов, а 80% не занимались организационной деятельностью. А из тех, кто в неё вовлечён, лишь 12% посвящают ей более шести часов в неделю.

Тем не менее влияние внеучебной деятельности на успехи именно российских студентов пока мало изучено. Исследователи отметили, что существует не так много работ на эту тему, а те, что есть, фокусируются на конкретных вузах. То есть информация о масштабах внеучебной деятельности на национальном уровне отсутствует.

Авторы бюллетеня попытались изучить общероссийскую картину. Источниками данных послужили несколько исследований, где опрашивали студентов и представителей руководства вузов и их подразделений:

  • Мониторинг студенческого опыта, проведённый весной 2020 года, — 6163 студента;
  • Мониторинг экономики образования, проведённый в 2020/2021 учебном году, — 19 792 студента и 1634 руководителя.

Учёные проанализировали разные виды активности российских студентов. Оказалось, что высокой вовлечённостью не отличается ни один из них. Например, 63–68% студентов (доля варьируется в зависимости от типа вуза) вообще не участвуют в дополнительной научной деятельности.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №27

При этом выяснилось, что студенты магистратуры и старших курсов бакалавриата вовлечены в научную или проектную работу чаще младшекурсников. Ещё известно, что примерно в половине образовательных программ участие в такой работе может быть засчитано в качестве экзаменационной, курсовой или даже дипломной работы.

Что касается участия в студенческих организациях разной направленности, то здесь всё тоже довольно печально: 68% опрошенных не были вовлечены в такую деятельность. Причём после второго курса бакалавриата число студентов, участвующих в студенческих организациях, только снижается.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №27

Данные проанализированных исследований показали положительную взаимосвязь между участием во внеучебной деятельности и успеваемостью.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №27

Каковы причины низкой вовлечённости и что с этим делать

Опрос студентов показал, что главной причиной неучастия в научной и проектной работе связан с отсутствием интереса к ней. Кроме того, учащиеся сильно загружены учёбой, а многие — ещё и работой.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №27

По мнению исследователей, студенты просто не понимают, зачем нужно тратить время на то, что им не зачтётся. Они также не уверены, что полученные знания и навыки пригодятся им и после завершения учёбы.

Учёные предложили вузам сразу несколько способов повысить вовлечённость студентов во внеучебную деятельность:

  • проводить системные преобразования, направленные на перераспределение учебной нагрузки, чтобы у студентов оставалось достаточно времени и на внеучебные мероприятия;
  • проводить информационные кампании, сфокусированные на преимуществах участия в таких мероприятиях;
  • расширять практики зачёта внеучебных достижений и активности в учебном плане студентов;
  • расширять пул вузовских вакансий для студентов, чтобы они могли проводить больше времени в своих университетах;
  • создавать учебные сообщества на базе общежитий.

Кстати, прошлой осенью сотрудница Института образования Высшей школы экономики Ирина Щеглова, ставшая одним из авторов этого бюллетеня, рассказала Skillbox Media о влиянии внеучебной деятельности на академические успехи студентов. Правда, тогда она отметила, что эта связь прослеживается лишь в отдельных вузах.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована