Исследование провела группа американских учёных. Их работа опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences. Об этом сообщает Times Higher Education.
Чтобы проверить, есть ли взаимосвязь между общим временем ночного сна и академическими достижениями на первом году обучения в вузе, исследователи при помощи носимых трекеров активности наблюдали за 600 студентами в течение одного семестра. Затем полученные данные сравнили с оценками.
Устройства показали, что в среднем испытуемые спали по 6 часов 29 минут в будние дни и 6 часов 58 минут в выходные, а дневной сон составлял в среднем 41 минуту. Причём только один из 20 участников исследования соблюдал рекомендуемый режим сна — минимум восемь часов за ночь, а каждый пятый спал менее шести часов.
Выяснилось, что чем больше студенты спали в начале семестра, тем лучше были их оценки по его окончании. А каждый потерянный час сна приводил к снижению на 0,07 балла по четырёхбалльной шкале, используемой в США. Уточняется, что негативный эффект был особенно выражен, если продолжительность ночного сна составляла менее шести часов.
Как подчеркнули авторы работы, её результаты доказали, что недосып негативно сказывается на успеваемости. Правда, с учётом того, что в исследовании участвовали только первокурсники, непонятно, сохраняется ли эта взаимосвязь в последующие годы обучения.
Кстати, ранее учёные из Канады выяснили, что дистанционное обучение не способствует улучшению режима сна. Они предположили, что раз во время локдаунов у студентов отпала необходимость посещать учебные заведения и общественные мероприятия, то они, вероятно, воспользовались этой возможностью и стали спать дольше. Однако это не так. Зато швейцарские исследователи установили, что для школьников эффект дистанта был обратный.