Существующая система рейтингования школ нуждается в изменениях, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Мнения о том, какие показатели полезно при этом учитывать, разошлись.
Поводом для опроса стали слова зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой по борьбе с буллингом в школах. Она заявила, что директорам школ невыгодно раскрывать информацию о связанных с травлей инцидентах, потому что это может повлиять на позицию школы в региональном рейтинге эффективности. По словам депутата, Минпросвещения поддержало её предложение и вывело связанные с буллингом показатели из системы оценки школ.
Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что региональные рейтинги оценивают прежде всего образовательные результаты учеников. Но по поводу того, насколько эти измерения достоверны, они высказали разные точки зрения. Так, профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает показатели образовательных достижений, такие как баллы ЕГЭ и число участников олимпиад, вполне объективными.
А председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Екатерина Морозова отметила, что списки часто не отражают реального положения вещей. Например, в Москве рейтинг школ напрямую связан с финансированием, и школы делают всё, чтобы войти в число лучших. Иногда, по её словам, даже в топовых учебных заведениях учеников сразу направляют к репетиторам, а образовательные результаты в таком случае трудно считать заслугой школы. По мнению Екатерины Морозовой, в рейтинги необходимо ввести критерий индивидуальной работы с учеником, который отражал бы способность улучшить результаты конкретного ребёнка.
Но у рейтинга московских школ есть свои плюсы, отмечают другие эксперты: из-за привязки к финансированию он ограничен сбором количественных показателей, которые зафиксированы в официальной статистике. А для более сложных характеристик — вероятности буллинга, качества взаимодействия учеников и учителей, уровня удовлетворённости — нет сформированных корректных систем оценивания. Заместитель директора по внеурочной работе и дополнительному образованию школы «Новый взгляд» Елизавета Космидис считает, что рейтинги с такими компонентами открывают простор для манипуляций.
Эксперты считают, что рейтинги могут быть полезным инструментом для родителей. Но для этого они должны быть прозрачными и основанными на достоверной и объективной статистике. Кроме того, прозвучала идея сохранить рейтинги только для школ-лидеров, которые могут достичь высоких результатов. Есть и мнение о том, что необходимо дополнить список показателей успеваемости такими параметрами, как обучение во вторую и третью смену, доля детей, тратящих на дорогу в школу больше максимально допустимого времени, благоустройство и так далее.
Сейчас единого рейтинга школ на уровне страны нет, но в 2021 году Рособрнадзор стал ранжировать регионы России по качеству школьного образования. Существуют также частные рейтинги — например, рейтинг агентства RAEX. Это список российских школ, у выпускников которых самые высокие шансы поступить в лучшие вузы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!