Образование
#новости

Эксперты из ООН назвали ведущие университетские рейтинги предвзятыми

Представители Университета ООН считают, что такие списки попросту вредны для высшего образования.

Исследование принципов, по которым строятся университетские рейтинги, представили сотрудники Международного института глобального здравоохранения Университета ООН.

В публикации разобрали два известных мировых списка лучших вузов — рейтинг издания Times Higher Education (THE) и академический рейтинг университетов мира (ARWU, или Шанхайский рейтинг). В большую тройку университетских списков обычно включают также рейтинг компании Quacquarelli Symonds (QS), но его авторы анализировать не стали — у QS схожие с конкурентами критерии оценки вузов и те же проблемы.

Что не так с крупнейшими рейтингами

Нетрудно заметить, что первые строчки ключевых мировых рейтингов университетов из года в год занимают вузы США и Великобритании. Например, в рейтинге издания Times Higher Education в прошлом году лидировал Оксфордский университет (Великобритания), в списке QS — Массачусетский технологический институт (США), в Шанхайском рейтинге — Гарвардский университет (США). Конкуренцию в топ-3 любого из этих списков им составляют лишь Стэнфорд и Кембридж.

Как показывают авторы исследования из Университета ООН, региональный дисбаланс характерен не только для лидерских позиций. Например, в топ-200 Шанхайского рейтинга и списка THE за 2021 год более 40% позиций занимали вузы США и Великобритании.

Также авторы проанализировали состав лидеров в одном из предметных рейтингов, составляемых той же командой, что и ARWU, — речь о списке лучших образовательных программ по здравоохранению. С 2017 года, когда этот рейтинг впервые появился, 70–80% программ в топ-20 представлены британскими и американскими университетами.

Почему в рейтингах побеждают вузы всего из двух стран

Доминирование в списках лучших университетов из США и Великобритании авторы объясняют многочисленными ошибками и перекосами в структуре популярных рейтингов. Вот несколько проблем, отмеченных в исследовании:

  • Рейтинги строятся на данных, качество которых нельзя проверить.
  • В опросах учёных и преподавателей (используются в THE и QS) чаще называют университеты с многолетней репутацией и богатым научным наследием, а более молодые вузы остаются незамеченными.
  • Научную деятельность вузов оценивают по количеству и цитируемости публикаций преимущественно в англоязычных научных журналах.
  • Публикационные метрики хуже отражают исследования в социальных и гуманитарных науках, а также прикладные разработки — по сути они подходят лишь для фундаментальных работ в технических и естественных науках.
  • Некоторыми метриками легко манипулировать. Например, наняв в университет на четверть ставки всего одного очень активного исследователя, можно создать впечатление, что публикационная активность всего коллектива резко повысилась.

Кроме того, эксперты видят в рейтинговой системе разнообразные конфликты интересов. Дело не только в том, что списки составляют те же компании, которые заключают с вузами многомиллионные контракты на консалтинговые и рекламные услуги. Интересам составителей рейтингов отвечает конкуренция среди вузов за лучшие показатели. Но достижение этих показателей даётся дорого и подчас отвлекает ресурсы и внимание от более насущных задач, в том числе от развития целостной системы высшего образования в какой-либо стране.

Можно ли улучшить рейтинги вузов

На отмеченные в исследовании недостатки университетских рейтингов уже не раз обращали внимание другие профессионалы из сферы высшего образования. Например, одной из причин выхода медицинских и юридических школ США из популярных рейтингов издания U. S. News & World Report стало то, что ранжирование в рейтингах основано на наборе не самых актуальных для высшего образования характеристик. А ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что в известных зарубежных рейтингах ключевыми остаются не самые важные для вузов России критерии.

Ключевой аргумент экспертов из Университета ООН в том, что университеты мира очень разные и выполняют много научных, образовательных, социальных ролей. Невозможно оценить все по одной шкале и однозначно сказать, какой университет лучше всех в мире.

Но авторы предполагают, что улучшить ситуацию могло бы большее внимание к региональным и отраслевым рейтингам, в которых вузы оцениваются по более узким и проверяемым критериям. Таких списков в мире уже довольно много. Кроме того, появляются рейтинги с фокусом на социальной роли университетов — например, российский список «Три миссии университета» или швейцарский Globethics.net.

Другой предлагаемый авторами вариант — переход к неранжированным спискам, которые помогают выделить университеты с определёнными характеристиками, но не присваивают им конкретных мест в рейтинге. Кроме того, в исследовании представлена идея отказаться от списков лучших университетов совсем. Впрочем, предложений о том, как именно оценивать и повышать качество высшего образования без международных сопоставлений, в тексте нет.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована