Ректор ВШЭ назвал основной причиной бедности в России образовательную неуспешность
По его мнению, решение этой проблемы — одна из важнейших задач реформы школьного образования.
: koldunova anna / shutterstock
Об этом заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в интервью газете «Известия».
Он пояснил, что в России наблюдается средний по миру уровень образовательной неуспешности — около 25%. Это число сопоставимо, например, с показателями Индии и Бразилии. Однако в странах Европы, особенно в Скандинавии, его удалось снизить до отметки в 10%.
Руководитель вуза полагает, что если плохо усвоить школьную программу, это со временем может стать причиной бедности. А это, в свою очередь, означает, что экономически успешным так или иначе приходится содержать остальных.
Кузьминов считает, что корень проблемы — в классно-урочной системе:
«Она сформировалась ещё в XVII веке и до сих пор лежит в основе школьной методики по всему миру. Дети разные: кто-то отстаёт, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с ядром класса — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина — может быть, 60%. Остальные выпадают», — подчеркнул он.
Затем возникает проблема с выполнением домашних заданий.
«К этой рутине преподаватель и учащийся относятся по-разному. Для первого это совершенно механическая, не творческая работа — работа, необходимость выполнения которой отталкивает от учительской карьеры многих людей. Для второго это творческий акт, он впервые решает эту задачу. Ему как никогда необходимы внимание, оценка, обратная связь», — пояснил Кузьминов.
Решение проблемы ректор ВШЭ видит в цифровых ресурсах, которые помогают учителю в работе. Речь идёт об искусственном интеллекте, а если точнее — о сервисах, которые будут помогать детям усваивать материал и делать домашние задания.
При этом Кузьминов считает, что такие цифровые ассистенты станут реальностью не ранее чем через 10 лет.
Для борьбы с образовательной неуспешностью он также предложил выдавать школам так называемые выравнивающие гранты. Он считает, что их могли бы получать образовательные организации, которые работают с детьми из неблагополучных семей.