Психологическое благополучие студентов: что с ним не так и чем помочь
Какие варианты поддержки уже используют.
Иллюстрация: Ivan Aleksic / Shahrukh Aqiq / Unsplash / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
С 2020 года российские исследователи высшего образования провели несколько крупных опросов студентов о том, как пандемия коронавируса повлияла на них. Ответы показали, что среди учащихся психологические проблемы разного уровня сложности — вплоть до тяжёлых депрессий — распространены очень широко.
Можно ли справиться с проблемой силами небольших психологических служб и что для этого нужно делать? Ответ на этот вопрос университетские психологи, управленцы и исследователи искали на панельной дискуссии «Психологическое благополучие студентов: почему и как важно его обеспечивать» на XIII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференции ИВО).
Помогают ли студентам психологи
О результатах опросов в российских вузах рассказал директор Института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев.
В пандемию исследователи из ВШЭ и 12 других университетов начали всероссийские опросы студентов по проекту «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после неё» (об общих выводах проекта мы уже писали).
Из опросов известно, что с психологическим неблагополучием столкнулись 74% из 32 тысяч опрошенных учащихся. Они жаловались, например, на высокий уровень стресса и тревожности, чувство одиночества, трудности с концентрацией внимания.
Исследователи установили, что сложнее справляться со стрессом было студентам из семей с низким социально-экономическим статусом, тем, кто живёт в общежитии, а также будущим медикам. Из других исследований известно, что уязвимой группой часто становятся первокурсники.
Например, большое прошлогоднее исследование Российской академии образования (РАО) установило, что 26,5% первокурсников имеют сложности в общении со сверстниками, а 20,9% сталкиваются с эмоциональными проблемами. На этом основании в РАО сделали вывод, что надо развивать систему психологической помощи студентам.
На конференции ИВО ведущий аналитик РАО Ксения Ерицян рассказала, что из себя эта система представляет сейчас. Она с коллегами организовала анкетирование психологических служб российских вузов. Откликнулись не все, но удалось установить, что как минимум в 400 высших учебных заведениях есть какая-то организация психологической помощи студентам.
Не везде создана полноценная психологическая служба — в некоторых вузах нет организационно оформленных подразделений, где-то это просто отдел, например, в составе службы безопасности. Самостоятельные психологические службы есть в 25% вузов. В 33% вузов за психологическую помощь студентам на момент анкетирования отвечал один психолог.
Даже если сотрудников больше, они всё равно перегружены работой, в том числе непрофильной: в 39% вузов, где есть психологическая помощь, в соответствующем подразделении нет технического персонала. А ещё 43% опрошенных психологов вовлечены в профилактику участия студентов в несанкционированных акциях. Ксения Ерицян отметила, что это создаёт конфликт их ролей в вузах и может подорвать доверие к ним со стороны студентов.
Но в основном психологические службы заняты, конечно, психологическим консультированием, проведением тестирований (например, для выявления групп риска), просветительскими мероприятиями. Консультируют как очно, так и онлайн, при необходимости перенаправляют студентов к другим специалистам. При этом около трети (33,9%) психологических служб, как отметили в анкете их сотрудники, не могут предложить студенту более трёх консультаций. Уделить больше времени сложной проблеме не получается.
Ещё одной проблемой, кроме перегрузки, Ксения Ерицян назвала тот факт, что результаты работы психологических служб далеко не всегда влияют на ситуацию в вузе в целом. Большинство опрошенных (почти 93%) собирают данные по количеству обращений к психологам, около 80% фиксируют и тематику — но только 47% обобщают эту информацию и сообщают о проблемах, с которыми сталкиваются студенты, администрации вуза.
Как организовать психологическую помощь
В сентябре в Минобрнауки утвердили концепцию развития сети служб психологической поддержки в вузах, основанную, судя по всему, отчасти и на исследовании РАО. К 2024–2025 годам министерство рассчитывает обеспечить доступ к качественной психологической поддержке 100% учащихся и сотрудников вузов.
Участники дискуссии на конференции ИВО всё же пришли к выводу, что психологическое неблагополучие — комплексная проблема и одним доступом к консультациям её не решить. Как считает проректор ВШЭ Дмитрий Земцов, причиной проблем студентов иногда становятся конфликты или даже травля в самом вузе. Построить систему, в которой конфликты будут предотвращаться или цивилизованно разрешаться, — задача не одной психологической службы, а «ректорский вопрос», уверен он.
Чтобы вспоминать о социально-психологическом благополучии студентов не только в тот момент, когда что-то плохое уже случилось, подчеркнул Земцов, нужны разнообразные меры. Среди прочего нужно дестигматизировать психологическую помощь (чтобы студенты не стеснялись обращаться к психологам), применять способы внутригрупповой саморегуляции, а также технологии по снижению конфликтности и недопущению травли.
При этом задачи самой психологической службы не должны ограничиваться только консультациями. Психолог в университете нужен, чтобы сокращать влияние психологического неблагополучия на образовательный процесс, считает руководитель центра социально-психологического сопровождения образовательного процесса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Снежана Зинина. И делать это он может в роли доброжелательного наставника, специалиста по выявлению групп риска или эксперта по организации образовательного процесса с учётом законов психики. С точки зрения Снежаны Зининой, в России есть реальная потребность в регламентации деятельности психологов в вузе, может быть, даже в разработке «золотого стандарта» их работы.
Представители других психологических служб вузов рассказали, какие решения внедряют уже сейчас за рамками обычного психологического консультирования. Так, в МФТИ решили облегчить для студентов путь к пониманию себя с помощью психологического просвещения и интеграции психологии в академическую среду. Об этом рассказала начальник отдела социально-психологического сопровождения МФТИ Татьяна Юдина. Дело в том, что обратиться за помощью к психологу может лишь человек, который уже осознал свою проблему.
Чтобы учащиеся могли вовремя заметить у себя тревожные симптомы, в МФТИ ввели в обязательную для всех первокурсников дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» блок из четырёх занятий на психологические темы. Их задача — рассказать о механизмах работы психики, познакомить с техниками саморегуляции и в итоге заинтересовать человека в самом себе и в других.
Оценивать воздействие занятий на психологическое благополучие в вузе пока рано, потому что первый адаптационный блок завершился совсем недавно, но интерес к психологии у студентов, по словам Юдиной, заметный.
Директор центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова отметила, что развитие общей психологической культуры может в том числе и снять нагрузку с психологических служб — для этого нужно развивать навыки самопомощи, умения взаимодействовать с другими людьми, выстраивать межгруппповую коммуникацию. Словом, психологическое просвещение действительно нужно.
Но планировать далеко идущие изменения нужно по результатам исследований, которых пока недостаточно. Неслучайно итоги опросов в пандемию, о которых говорил Евгений Терентьев, публикуются со множеством оговорок: их просто не с чем сравнить, никаких всероссийских данных о распространённости депрессии и тревожности среди студентов до 2020 года нет. Возможно, новые исследования откроют для психологических служб и новые направления работы.