Речь об этом идёт в совместном отчёте Data Insight и «Авито». Компании проанализировали положение дел на рынке услуг в категории «Обучение». В отчёте рассмотрели только микробизнес — его данные касаются самозанятых, компаний и не оформленных в юридические лица коллективов со штатом до 15 человек, которые оказывают услуги по обучению.
Базой для аналитики послужили проведённые в марте 2022 года онлайн-опросы по базе партнёров «Авито» (то есть тех, кто предлагает свои услуги на этой площадке). Из более чем 9 тысяч анкет 435 относились к категории «Обучение». Кроме того, эксперты провели онлайн-опрос методом поточной выборки и интернет-панели, состоящей из ещё 237 провайдеров услуг по обучению.
Отметим, что авторы используют в отчёте такие понятия, как исполнители и провайдеры. Под исполнителями подразумевают частных лиц, которые оказывают услуги, не оформляя самозанятость, ИП или статус юрлица, а под провайдерами — тех, кто оказывает услуги как субъект экономической деятельности, будь то самозанятые без нанятых сотрудников, юридические лица или просто коллективы со штатом от 2 до 15 человек. Исследование касается провайдеров, которые работают в основном с частными лицами (92%), то есть речь прежде всего о репетиторских услугах. Однако 19% работают также с клиентами-компаниями и ИП, а у 13% заказчиками бывают и государственные или муниципальные предприятия и организации.
Исследование показало, как провайдеры организуют свою работу, в том числе как они договариваются с клиентами и строят расчёты с ними, а также — с какими проблемами сталкиваются.
Какие проблемы отметили респонденты
Самой большой проблемой провайдеры услуг обучения назвали недостаток клиентов (так ответили 42% опрошенных). Ещё 32% отметили снижение их платёжеспособности, а 27% — их необязательность (вероятно, это означает несоблюдение договорённостей).
21% пожаловался на высокую конкуренцию, а 20% респондентов признались, что им бывает сложно согласовать график и время работы с клиентами. Ещё 16% сообщили, что сталкиваются с неадекватными ожиданиями относительно стоимости услуг, а 14% огорчает то, что клиенты бывают не готовы к предоплате. В 9% случаев те, кто обращается за обучением, не могут сформулировать заказ, потому что не знают, каких именно результатов хотят добиться.
Как провайдеры договариваются с клиентами
Чаще всего провайдеры договариваются с клиентами устно или по переписке (67%). Договор заключает лишь треть (32%). Выдают кассовые чеки 16%. Ещё по 1% передают клиентам сметы или письменный план работы и пишут расписки о том, что получили оплату.
Оплату за оказанные услуги провайдеры предпочитают получать наличными и переводом на банковскую карту или счёт.
Что касается схем оплаты (аванс, постоплата, полная предоплата и так далее), то они тоже могут отличаться в зависимости от конкретного провайдера. Однако зачастую они не ограничиваются только одной схемой.
Что касается стоимости услуг, то 45% компаний-провайдеров предпочитают работать по прайс-листу, где установлена фиксированная стоимость каждой услуги, а 45% провайдеров, работающих в одиночку, устанавливают цену за потраченное время (за час, день работы, смену).
Как провайдеры ведут базу клиентов
Имена и контакты клиентов хранят 44%, ещё 18%, кроме личных данных, хранят сведения о заказах. При этом 57% используют для этого просто контакты в своём телефоне, мессенджере, почте. Excel или хотя бы обычной тетрадью для этого пользуются по 29%, а CRM есть у 18%. Онлайн-календарь бронирования применяют 15%.
Кстати, в этом же отчёте представлены данные о том, как провайдеры чаще всего ищут клиентов, о режиме работы таких специалистов и о том, на какие месяцы приходится наибольший спрос на их услуги.