Программы для вебинаров бесплатно и платно: подборка с функционалом и ценами
Одни платформы будут удобны для онлайн-уроков в небольших группах, а другие подойдут для самых масштабных мероприятий.
Фото: PhotoAttractive / Getty Images
Одним из самых популярных сервисов для проведения вебинаров ещё с «ковидных» времён был Zoom. Однако в 2022 году из-за влияния санкций пользователям из России стало труднее его оплачивать. И хотя доступ к бесплатной версии по-прежнему есть, она накладывает ограничения на количество участников и продолжительность вебинара.
В качестве аналога Zoom можно использовать, во-первых, соцсети. Возможности проводить онлайн-трансляции есть в VK, Telegram и YouTube. Это бесплатно, но может быть не очень удобно. Например, VK показывает прямые эфиры всем вашим друзьям и подписчикам, то есть закрытый вебинар провести не получится. А YouTube открывает функцию трансляций со смартфона только для аккаунтов, у которых более 50 подписчиков.
Во-вторых, можно обратиться к сервисам для видеоконференций — скажем, Google Meet или «Яндекс Телемост». Для небольших групп это вполне эффективный вариант. Однако таким платформам обычно недостаёт инструментов управления участниками. Так что, если на вебинаре присутствуют десятки слушателей, каждый из которых может включить свой микрофон и камеру, образовательное мероприятие быстро превратится в хаос.
В-третьих, есть сервисы для сборки онлайн-курсов с LMS-платформами, которые поддерживают прямые трансляции. С ними можно познакомиться в нашей прошлой подборке.
И наконец, существуют специализированные платформы, где можно провести вебинар, онлайн-урок, дистанционный тренинг или мастер-класс. За редким исключением они платные (хотя почти все предлагают пробный период). Но зато не ставят ограничений по времени вебинара, позволяют приглашать десятки и даже сотни участников и регулировать их действия (например, сделать так, чтобы микрофон был включён только у спикера).
Мы собрали несколько вариантов именно таких специализированных платформ для вебинаров в разных ценовых категориях — функции у них похожи, но есть и свои особенности. Кстати, половина из них входит в реестр российского ПО, что может быть важно для государственных компаний и образовательных организаций, подбирающих варианты для дистанционного обучения сотрудников и студентов.
Webinar и Webinar Meetings
Компания Webinar Group предлагает сразу два похожих сервиса. Первый из них — Webinar Meetings для онлайн-встреч. Это альтернатива Zoom, в бесплатной версии предлагающая подключение до 30 участников и длительность видеоконференции до 60 минут. Есть функция записи встречи, чат и реакции, интеграции с популярными сервисами (например, с Miro, YouTube и «Google Календарём»). Такой вариант подойдёт для онлайн-занятий в небольших постоянных группах.
Ещё есть сервис Webinar — на базовом уровне это всё та же платформа для видеоконференций. Однако на платных тарифах к ней подключаются специальные модули — «Маркетинг», «Организация» и «Обучение», расширяющие набор функций. Так, организатор сможет назначать пользователям роли (например, преподаватель или администратор), делить участников на группы (скажем, для проектного или кейс-метода), проводить опросы и тесты. Webinar позволяет отслеживать вовлечение слушателей — система фиксирует, когда пользователь перешёл на другую вкладку, свернул браузер или выключил звук спикера. По этим данным затем можно понять, какое число участников потеряло интерес и в какой момент это произошло. Также платформа позволяет транслировать автовебинары — заранее записанные онлайн-мероприятия.
Кроме того, на Webinar можно сделать лендинг для своего мероприятия, брендировать вебинарную комнату, разослать приглашения и настроить форму для регистрации. Если вы рекламировали свой вебинар, то сервис соберёт статистику из «Яндекс Метрики», Google Analytics и UTM-меток, а затем покажет отчёт, какой из рекламных каналов оказался наиболее эффективным.
Входят ли в реестр российского ПО: да.
Стоимость Webinar Meetings: бесплатно с ограничениями (до 30 участников, до 60 минут, 0,5 ГБ для хранения файлов. Платные тарифы стартуют с 1249 рублей в месяц за тариф Basic — до 100 участников, длительность встречи не ограничена, 1 ГБ для хранения файлов. Есть скидка 20% при подписке сразу на год.
Стоимость Webinar: от 6595 рублей в месяц за тариф с модулем «Обучение» (до 30 участников, 25 ГБ для хранения файлов). Доступ к модулям «Маркетинг» и «Организация», полезным для компаний, которые проводят платные вебинары, стоит от 15 395 рублей в месяц (до 300 участников, 25 ГБ для хранения файлов). Тоже есть скидки при покупке лицензии на полгода или год.
SberJazz
Сервис от «Сбера» в бесплатной версии — это всем привычные видеоконференции. Не нужно даже регистрироваться, достаточно одним кликом создать новую встречу или присоединиться к созвону по ссылке. Пользователям доступны чат, реакции, демонстрация экрана и запись встречи. Есть также функция шумоподавления — для пользователей, которые подключаются из кафе или в условиях соседского ремонта. А если интернет-соединение не очень быстрое, можно отключить изображение с камер других участников. Время видеоконференции не ограничено, одновременно могут подключиться до 200 человек.
Платный тариф «Бизнес» к этому набору функций добавляет дополнительные возможности. Например, доступ только для авторизованных пользователей, комнату ожидания (участники смогут подключиться к встрече только после одобрения организатором), водяные знаки при демонстрации экрана (чтобы защитить ваш контент от неправомерного использования). Администратор сможет управлять правами участников (например, запретить включать камеру или демонстрировать экран) и удалять их из встречи. Также предлагается функция расшифровки речи — пригодится для тех, кто опоздал к началу вебинара.
Входит ли в реестр российского ПО: да.
Стоимость: бесплатно для частных пользователей. Тариф «Бизнес» — 8000 рублей (для образовательных организаций — 4800 рублей) в год за одну лицензию. Есть и тариф «Корпоративный» — он действует при покупке от 100 лицензий и позволяет развернуть SberJazz на своём сервере. Его стоимость — 11 000 рублей в год за одну лицензию, 6600 рублей — для образовательных организаций.
Virtual Room
Платформа от российской компании Mirapolis даёт возможность настроить множество элементов онлайн-мероприятия. В форму для регистрации можно добавить поля на своё усмотрение, составить текст для автоматических напоминаний и уведомлений для участников, которые посетили вебинар или пропустили его. В виртуальной комнате, на регистрационной форме и уведомлениях для рассылки по желанию размещается ваш логотип. Для организаторов и участников мероприятия назначаются роли (например, спикер, слушатель, модератор), и у каждой из ролей могут быть свои права и условия доступа.
Во время вебинара можно проводить опросы, обмениваться файлами, демонстрировать экран, используя виртуальную указку и простые инструменты рисования. Конечно, есть чат с отдельной вкладкой для вопросов, а по желанию подключается премодерация сообщений. Запись мероприятия можно конвертировать в MP4 и разослать всем участникам, разрешив им скачивать видео или только просматривать. После мероприятия Virtual Room предлагает организаторам статистику посещения и досматриваемости, выгрузку результатов опросов и сообщений из чата.
Правда, интерфейс личного кабинета может показаться несколько устаревшим — и даже напугать с непривычки обилием разнообразных настроек. Но, конечно, внешний вид — это дело вкуса и привычки, а чтобы познакомиться с Virtual Room и понять, подходит ли он под ваши задачи, есть десятидневный пробный период.
Входит ли в реестр российского ПО: нет.
Стоимость: 2990 рублей в месяц, чтобы подключать до 50 участников и использовать 15 ГБ для своих файлов. Подключение 150 участников стоит 9990 рублей в месяц, а чтобы пригласить на вебинар до 300 человек, понадобится платить 13 490 рублей в месяц. Есть скидки при оплате подписки на 3, 6 или 12 месяцев. По заявке подключается корпоративный тариф Enterprise — с персональным менеджером и возможностью проводить несколько вебинаров одновременно.
Pruffme
Под этим названием скрывается целое семейство сервисов для организации удалённой работы и обучения: облачное хранилище, виртуальная доска, конструктор тестов и видеокурсов, а также вебинарная платформа.
Для организации и проведения онлайн-мероприятий Pruffme предлагает понятный и удобный интерфейс и полный набор привычных функций. Среди них — чат, демонстрация экрана, обмен файлами и запись вебинара, назначение спикеров с расширенными правами (например, возможностью демонстрировать экран). Доступны тесты и встроенная онлайн-доска, а также пространственный чат — виртуальная комната, по которой участники могут перемещаться в виде фигурок-аватаров. Работу по группам в отдельных онлайн-комнатах Pruffme тоже поддерживает.
Можно настроить внешний вид вебинарного окна, в зависимости от ваших задач. Например, в режиме «Конференция» пользователи увидят всех спикеров, а в режиме «Обучение» большую часть экрана займёт презентация, онлайн-доска, видео или тест. Записанный прямой эфир можно подредактировать и транслировать как автовебинар. Если вы используете онлайн-мероприятия для продвижения платных курсов, пригодится возможность размещать продающую кнопку прямо в окне вебинара. Если мероприятие закрытое, то организатор может подключать участников по заявкам, списку email-адресов или паролю.
Входит ли в реестр российского ПО: да.
Стоимость: есть бесплатная версия с ограниченным функционалом и подключением до 5 участников. Платные тарифы стартуют c 3910 рублей в месяц за подключение 100 участников и 5 ГБ для хранения файлов. При оплате лицензии сразу за несколько месяцев предусмотрены скидки. А для тех, кто проводит вебинары нерегулярно, есть тарифы с подпиской на 24 часа — их стоимость начинается с 1150 рублей. По запросу доступен и корпоративный тариф — для возможности проводить несколько вебинаров одновременно.
Bizon 365
У этой платформы есть весь набор необходимых функций: организатору вебинара предлагается создать страницу регистрации и настроить рассылку с уведомлениями для участников, загрузить презентацию и файлы, которыми нужно поделиться со слушателями, доступны сессионные комнаты для работы в группах, чат с гибкими настройками (можно подключить премодерацию, фильтр нецензурных выражений и стоп-слов), продающие баннеры и кнопки. Для работы с записью мероприятия здесь есть функция «Видеоферма». Она позволяет создать полноценную видеолекцию, настроив тайминг показа слайдов, расположение вашего видео и презентации в каждый момент записи и так далее. Готовый результат можно транслировать как автовебинар или просто разослать после мероприятия участникам.
Фишка Bizon 365 — гибкая система тарифов. Здесь их два типа. Первый — привычная помесячная оплата. А во втором случае оплата рассчитывается по фактическому количеству участников, единовременно посетивших ваш вебинар.
Из недостатков — дизайн интерфейса, который может показаться старомодным, и ещё одна особенность. Дело в том, что Bizon 365 не транслирует ваш эфир напрямую, а встраивает в своё вебинарное окно трансляцию из других сервисов (например, YouTube или Jitsi Meet) или использует видеокодеры. Это компьютерные программы, которые обрабатывают и передают видео и звук с веб-камеры и микрофона. То есть чтобы провести вебинар через Bizon 365, понадобится либо установить специальное ПО, либо завести, скажем, канал на YouTube.
По желанию Bizon 365 подключает кассу, чтобы можно было принимать оплату за доступ к вебинарам, предлагать аудитории купоны и промокоды, анализировать, какое количество участников пришло из того или иного канала продвижения. Кстати, на платформе также можно создавать и продавать тесты и целые курсы. Для того чтобы познакомиться со всеми возможностями Bizon 365, есть 30-дневный пробный период.
Входит ли в реестр российского ПО: нет.
Стоимость: из-за особенностей системы тарификации сложно назвать конкретную сумму. Например, на тарифе «Старт» придётся заплатить минимум 2 рубля за каждого участника вебинара. Подключение страницы регистрации и рассылки повысит стоимость места на вебинаре до 3 рублей. При выборе тарифа с подпиской понадобится платить от 500 рублей в месяц за подключение 30 участников. За услуги кассы платформа берёт ещё 3% комиссии с продаж. Подробнее о вариантах оплаты можно узнать из справочной статьи.
Jitsi
Это бесплатный сервис с открытым исходным кодом, и начать им пользоваться можно моментально — открыть ссылку, создать новую конференцию, ввести своё имя и пригласить других пользователей. Правда, по умолчанию у всех пользователей будут одинаковые права. Для проведения вебинара лучше использовать вариант с модерацией. Тогда возможности управлять онлайн-мероприятием останутся только у его организатора.
Среди доступных функций — комната ожидания и подключение по паролю, шумоподавление, демонстрация экрана, запись вебинара и его трансляция на YouTube. Также есть онлайн-доска и возможность добавить YouTube для совместного просмотра. Jitsi интегрируется с календарями Google и Microsoft Outlook. Есть функция опросов — но не тестов, так что проверить знания аудитории здесь не получится. Назначать роли участникам тоже нельзя, как и поделить группу на сессионные залы. Поэтому платформа хорошо подходит для онлайн-занятий в небольших группах, а вот для крупных мероприятий, пожалуй, лучше выбрать что-то другое.
Так как платформа распространяется безвозмездно, при желании и технических возможностях, её можно развернуть на собственном сервере.
Входит ли в реестр российского ПО: нет.
Стоимость: бесплатно и без ограничений по времени. Для количества подключённых участников есть лимит, но скорее технический — если пользователей больше 100, качество трансляции с большой вероятностью ухудшится.
СБИС «Вебинары и видеокоммуникации»
СБИС — экосистема для бизнеса, в которой есть и вебинарная платформа. В первую очередь это вариант для компаний, использующих вебинары для обучения сотрудников или продвижения своих продуктов.
Помимо стандартных функций сервиса для видеовстреч, СБИС предлагает шаблоны лендинга для вашего вебинара и рассылку уведомлений, чат с отдельной вкладкой для вопросов, модерацию сообщений. Одновременно можно назначить до двух спикеров, есть роли модератора и режиссёра — подразумевается, что он отвечает за технические аспекты мероприятия. В окне вебинара можно разместить продающий баннер. И конечно, есть возможность записать вебинар, отредактировать запись и открыть участникам доступ к ней — на время или бессрочно.
Интересная особенность — через СБИС можно настроить удалённый доступ к компьютеру другого участника. Может пригодиться, например, чтобы обучать сотрудников использовать новое ПО.
Входит ли в реестр российского ПО: да.
Стоимость: от 12 000 рублей в год (помесячная оплата не предусмотрена) за подключение до 50 участников. Можно увеличить это число до 100 за 20 000 рублей в год и до 500 — за 55 000 рублей в год. Отдельно понадобится платить за аккаунт в системе СБИС — 500 рублей в год. Есть пробный период.
«Контур Толк»
Этот сервис тоже от разработчиков решений для бизнеса, но тарифная сетка для частных пользователей здесь довольно гибкая (есть помесячная оплата).
Участники приглашаются по email-адресам или подключаются по ссылке, также можно защитить доступ к вебинару пин-кодом. Как обычно, есть запись, чат с опросами и демонстрация экрана. Причём можно превратить свой экран в онлайн-доску, чтобы другие участники могли оставлять на нём заметки, или использовать удалённый доступ к компьютеру пользователя.
Ещё «Контур Толк» предлагает шумоподавление, интеграцию с календарями, групповые сессии в отдельных виртуальных комнатах и трансляцию вебинара на сторонние площадки — например, в YouTube или «ВКонтакте». Кроме того, есть функция текстовой расшифровки записи с распознаванием речи каждого спикера.
Входит ли в реестр российского ПО: да.
Стоимость: 1100 рублей в месяц за подключение 100 участников, с несколько урезанными функциями (например, нет расшифровки речи и интеграции с календарями). За 2000 рублей в месяц будут доступны все возможности сервиса, а количество участников увеличится до 200. Есть 7-дневный пробный период. Для крупных компаний, которым нужно разместить платформу на собственном сервере или проводить одновременно несколько вебинаров, стоимость рассчитывается индивидуально.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!