В начале сентября медиахолдинг Rambler & Co провёл опрос (результаты есть у Skillbox Media) и выяснил, как много россиян занято в креативных индустриях, какое у них образование, чем эта сфера привлекательна и всегда ли творческая работа связана с особыми талантами или нужные для неё навыки можно развить. В опросе приняли участие более 220 тысяч интернет-пользователей.
Под креативными индустриями сейчас понимают широкий спектр сфер экономической деятельности, основанных на творческой активности и связанных с интеллектуальной собственностью. К ним относят не только такие традиционные творческие сферы, как искусство, дизайн, народно-художественные ремёсла и музейная деятельность, архитектура, мода, но и современные медиа и производство цифрового контента.
То есть кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, компьютерная графика, геймдев, IT-разработка, интерактивные цифровые технологии VR и AR, СМИ, новые медиа (SMM), реклама и блогерство ― всё это креативные индустрии.
Что нужно для работы в креативных индустриях
По результатам опроса, в креативной индустрии занят почти каждый четвёртый россиянин ― 23%. В том числе они работают в креативных отделах производственных компаний, организациях сферы культуры и искусства, IT, маркетинга и PR, архитектуры и дизайна, медиа и журналистики, а также в государственных организациях.
По мнению 39% респондентов, для творческой работы обязательно обладать природными способностями, а ещё 19% думают, что у специалистов креативной индустрии с рождения особый склад ума. Но 29% уверены, что развить креативность помогает постоянная практика, а 13% ответили, что этому навыку можно научиться, как и в любой другой профессии.
40% респондентов, работающих в креативной индустрии, получили соответствующее образование в вузе. 31% ― попали в эту отрасль с другой специальностью. Ещё 20% участников, занимающихся творческой работой, приобрели нынешние навыки на практике, а 9% ― обучались на онлайн-курсах.
Из тех, кто работает сейчас в других сферах, поменять свою профессию на креативную хотели бы 24%. 14% из них привлекает возможность делиться своими идеями, а 10% считают, что в креативной индустрии они смогут получать больше.
Как развивается образование в креативных индустриях
В последние годы интерес людей к творческим профессиям и креативному подходу в целом стараются поддерживать на государственном уровне. Правительство утвердило Концепцию развития креативных индустрий. Ожидается, что разработанные меры господдержки помогут увеличить вклад креативного бизнеса в экономику страны, а также поспособствуют занятости людей в этой сфере. Сейчас создаётся перечень наиболее приоритетных креативных индустрий для господдержки ― по плану, он должен появиться к концу 2023 года. Для детей уже открываются школы креативных индустрий ― организации творческого дополнительного образования.
Что касается высшего образования, то, выступая в рамках Российской креативной недели, министр образования и науки Валерий Фальков сказал, что образование в сфере креативных индустрий должно быть гибким. Учитывая молодость многих творческих отраслей, надо дать возможность вузам совместно с представителями индустрий самим определять продолжительность обучения, перечень курсов и их последовательность. Кроме того, креативная сфера, по его словам, — как раз тот случай, где для приёма в магистратуру необязательно устанавливать ценз в виде наличия профильного бакалаврского образования (напомним, предстоящая реформа высшего образования по общему правилу предполагает такое ограничение).
Кстати, в прошлом году приняли законопроект о том, что россияне, уже имеющие один диплом, могут получить второе и последующее высшее образование в сфере искусства за счёт бюджета. Правда, касается это ограниченного перечня вузов и специальностей ― режиссуры и звукорежиссуры, литературного творчества, художественного руководства оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, музыкальной композиции.
Читайте также: