Профессиональное образование: что это, уровни, формы, программы
Что такое профессиональное образование, какие уровни оно включает.


Фото: Sunan Wongsa-nga / iStock
Сразу поясним: есть неформальное понятие профессионального образования и есть формальное (то есть то, что считается профессиональным образованием по закону «Об образовании в РФ»). Неформально профессиональным считается любой тип образования, который даёт профессию и профессиональные навыки. То есть это может быть обучение и в вузе или колледже, и на различных курсах.
Формально же закон относит именно к профессиональному образованию только основные профессиональные образовательные программы. А это программы среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования, которым обучают в колледжах, техникумах, училищах и вузах. Но кроме них есть ещё и дополнительное профессиональное образование — это курсы, а также программы профессионального обучения — тоже короткие, как курсы, а организованы они могут быть как в колледжах или специальных учебных центрах, так и на производстве. Мы дальше расскажем про их особенности.
Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Такое определение содержится в статье 2 закона «Об образовании в РФ».
По закону «Об образовании в РФ» профессиональное образование делится на четыре уровня:
- среднее профессиональное образование (СПО);
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Сейчас проводится ряд реформ, в результате которых набор уровней может измениться, но, вероятно, основное разделение — на СПО и высшее образование — сохранится.
Какие программы профессионального образования есть на уровне СПО
Среднее профессиональное образование в России получают в колледжах, техникумах и училищах. На начало 2024/2025 учебного года в них учились 3,8 миллиона человек.
Поступить на СПО можно как после 9-го класса (то есть с аттестатом об основном общем образовании), так и после 11-го (со средним общим образованием). Программы для студентов с разным уровнем общеобразовательной подготовки разные: те, кто поступил в колледж после 9 классов, за время обучения осваивают наряду с профессиональными дисциплинами и программу 10–11-х классов. То есть у них в расписании есть уроки по общеобразовательным предметам: русскому языку, химии, истории, литературе и так далее. Это влияет на продолжительность обучения. Как правило, программы для выпускников со средним общим образованием вдвое короче, чем для поступивших после 9-го класса.

Кроме того, продолжительность программы СПО зависит от её вида. В колледжах и техникумах параллельно действуют:
- программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
- программы подготовки специалистов среднего звена.
Различаются они, как видно из названий, уровнем квалификации, которую присваивают выпускникам — по рабочей профессии или по какой-либо специальности. Например, на программах первого вида готовят операторов-наладчиков для промышленных предприятий, электромонтёров, поваров, мастеров строительных работ, а на программах подготовки специалистов — медсестёр, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и программистов. Программы для подготовки рабочих и служащих обычно короче.
С учётом всех деталей — уровня образования, с которым студент поступил на программу СПО, вида программы и её сложности — срок очного обучения в колледже или техникуме может составлять от 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. Заочные и очно-заочные (вечерние) программы всегда продолжаются дольше соответствующих очных.
В 2021 году в России начали новый проект по развитию системы СПО, который сначала анонсировали как введение нового уровня образования — профессионалитета. Пока этого не случилось, и в рамках проекта «Профессионалитет» студенты по-прежнему получают СПО, но по особым программам, разработанным с участием компаний-работодателей. В них выше практическая составляющая, а сроки обучения иногда сокращены.
В проекте «Профессионалитет» власти видят один из инструментов преодоления кадрового дефицита, наблюдаемого на рынке труда в последние годы. Причём в первую очередь, если верить опросам работодателей, им не хватает квалифицированных рабочих. Однако, хотя популярность системы СПО сейчас очень высока (в 2024 году в колледжи поступило 1,264 миллиона человек, а в вузы — немногим больше, 1,3 миллиона), спросом пользуются в первую очередь программы для подготовки специалистов среднего звена, а не программы для подготовки рабочих. Например, в 2025 году больше всего заявлений для поступления в колледжи подавали на «Информационные системы и программирование», «Сестринское дело», «Юриспруденцию», «Туризм и гостеприимство» и «Лечебное дело».
В Госдуме уверены, что в СПО, как и в высшем образовании, сложился избыток гуманитариев и дефицит инженерных специальностей. Исправить этот дисбаланс, помимо «Профессионалитета», призвано восстановление системы начального профессионального образования (НПО). Сейчас профессии, которым до 2013 года обучали на этом уровне образования, входят в систему СПО в качестве программ подготовки рабочих и служащих. В Госдуме считают, что если их снова обособить в отдельный уровень образования, это позволит адресно и быстро готовить квалифицированных рабочих для промышленности.
О пилотном проекте по возрождению НПО уже объявили в Томской области. Там на обучение с 1 сентября 2025 года примут 250 школьников, окончивших 8-й класс и имеющих трудности в обучении. В колледжах они смогут и завершить основное общее образование (то есть освоят программу 9-го класса и получат аттестат), и обучиться профессии повара, пекаря, сыродела, авторемонтника или электромонтажника. А в Госдуму внесли законопроект о том, что профессии смогут обучаться и не сдавшие ОГЭ девятиклассники — если его примут, такой порядок будет действовать по всей стране.

На федеральном уровне также проходит эксперимент по повышению доступности СПО и популяризации рабочих профессий. В 2025 году он охватывает три региона — Москву, Санкт-Петербург и Липецкую область, — но если итоги эксперимента признают удачными, проект расширят на всю страну. Суть в том, что в ходе эксперимента выпускникам 9-х классов проще поступить на программу СПО, чем перейти в 10-й класс — для последующего поступления в колледж достаточно сдать лишь два ОГЭ, а для старших классов требуется, как и в других регионах, четыре экзамена.
Какие уровни высшего образования есть в российских вузах и что может измениться
Сейчас к профессиональному образованию относят три уровня высшего образования.
Уровень бакалавриата доступен по большинству направлений подготовки для тех, кто поступает в вуз после 11-го класса, то есть со средним общим образованием, или после колледжа (на базе СПО). В начале 2024/2025 учебного года в России было 2,95 миллиона студентов-бакалавров. Именно на бакалаврских программах сейчас готовят большинство IT-специалистов, школьных учителей, экономистов, юристов и многих инженеров. Обучение на программах бакалавриата продолжается, как правило, четыре года, хотя бывают и исключения в виде пятилетнего и даже шестилетнего бакалавриата.
Бакалаврские программы появились в российских вузах с распространением Болонской системы и стали первой из двух ступеней реформированного постсоветского высшего образования (вторая ступень — магистратура). Диплом бакалавра позволяет работать на большинстве позиций, на которых специалисту требуется высшее образование, но в некоторых редких случаях обязательно требуется получить после бакалавриата образование следующего уровня, то есть окончить магистратуру (например, нельзя стать судьёй, прокурором или адвокатом, имея только диплом бакалавра — нужно ещё окончить юридическую магистратуру, либо надо иметь диплом не бакалавра, а специалиста юриспруденции). Нельзя сразу после бакалавриата начать и научную карьеру: в аспирантуру принимают только с дипломом специалиста или магистра.

Читайте также:
К следующему уровню профессионального образования закон «Об образовании» относит высшее — специалитет и магистратуру. Специалитет, как и бакалавриат, — это программы, на которые можно поступить с аттестатом о среднем общем образовании или с дипломом СПО, то есть после школы или колледжа. Обучение на них длится пять-шесть лет, то есть обычно дольше, чем на бакалавриате. Сейчас специалитет есть в ограниченном количестве сфер, в которых сохранили существовавшие с советских времён подход к проектированию программ и не стали выделять бакалавриат и магистратуру: в медицине, в некоторых направлениях инженерии, в культуре. Поэтому на начало 2024/2025 учебного года в России училась всего 901 тысяча студентов специалитета.
А вот магистратура как вторая ступень высшего образования после реформы по принципам Болонской системы предназначена для тех, у кого уже есть образование хотя бы уровня бакалавриата. Как правило, программы магистратуры позволяют углубиться в конкретный профиль будущей профессии, освоить специализацию после бакалавриата. В 2024 году на них училось почти 580 тысяч человек.
То есть хотя специалитет и магистратура относятся к одному уровню образования, это касается лишь равного статуса их дипломов. Важное различие между ними в том, что в специалитет можно поступить сразу после школы, а в магистратуру — только после бакалавриата или специалитета (это как бы дополнительная надстройка). И сроки обучения сильно различаются: в специалитете — 5–6 лет, в магистратуре — 2 года.
И последний из перечисленных в законе уровней профессионального образования — подготовка кадров высшей квалификации на программах высшего образования. Сюда относятся программы аспирантуры (и адъюнктуры — так аспирантуру называют в военных вузах), ассистентуры-стажировки (бывает в творческих вузах), ординатуры (в медицинских вузах). Поступать на них можно при наличии высшего образования, причём не бакалавриата, а только диплома специалиста или магистра. По данным из статистических сборников НИУ ВШЭ, на конец 2024 года в России было почти 126 тысяч аспирантов, на конец 2023-го — 67,7 тысячи ординаторов и 1,6 тысячи ассистентов-стажёров.
Как реформируют систему высшего профессионального образования
Все перечисленные выше уровни высшего образования будут пересмотрены в рамках новой системы, которая заменит в России Болонскую. Ещё в 2023 году начался пилотный проект по изменению уровней высшего образования в шести вузах. Сейчас в Минобрнауки планируют, что с 2026 года на новую систему в пилотном режиме перейдут и другие ведущие вузы, а её массовое распространение по всем вузам страны состоится с 2027/2028 учебного года.

Законопроект о том, как именно будет устроена новая система, пока не публиковали, но из пилотного проекта и выступлений руководства Минобрнауки известно о таких её составляющих:
- Уровни бакалавриата и специалитета заменят программами просто высшего образования с вариативными сроками обучения 4–6 лет в зависимости от сложности специальности. Изначально этот уровень планировалось назвать базовым высшим, но от этого термина, видимо, решено отказаться. Идея в том, что обучения по ним будет достаточно для работы по соответствующей специальности.
- Магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка составят уровень специализированного высшего образования. Но этот дополнительный уровень понадобится далеко не всем, поэтому количество магистерских программ хотят сократить, они даже будут не в каждом вузе. Планируется сделать несколько видов магистратуры: профессиональную, исследовательскую, педагогическую и управленческую. То есть идея, вероятно, в том, что профессиональная магистратура понадобится тем, кто захочет более глубокой и детальной специализации в своей профессии, исследовательская — тем, кто захочет пойти в науку, а управленческая и педагогическая — тем, кто решит стать управленцем или преподавателем по своему профилю.
- Третьим уровнем высшего образования, предположительно, останутся программы аспирантуры и адъюнктуры.
Ещё одно изменение, которое ждёт систему высшего образования, касается правил поступления в вузы тех, кто окончил колледжи (то есть на базе СПО, а не 11 классов школы). Начиная с приёмной кампании 2026 года будет меньше возможностей поступить в вуз после колледжа по внутренним экзаменам, не сдавая ЕГЭ. Такую возможность оставят только для случаев, когда абитуриент поступает в вуз на программу, профиль которой соответствует полученному диплому СПО. В остальных случаях нужно будет, как и выпускникам школ, сдавать ЕГЭ. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Наконец, ещё одно большое изменение: начиная с приёмной кампании 2026 года в вузах планируют ограничить количество платных мест для приёма. Какие именно правила будут для этого применять, пока не ясно, но предполагается, что меньше станет мест для обучения прежде всего по социально-экономическим и юридическим направлениям. Сделать это планируют ради того, чтобы университеты прекратили выпускать большое количество представителей профессий, которыми рынок труда и так перенасыщен.
Кроме того, в Минобрнауки говорили о планах определять количество платных мест для вузов по результатам их деятельности. То есть если вуз принимает абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ, а его выпускники подолгу не могут найти работу, ему могут ограничить платный приём. А поскольку сейчас для абитуриентов с относительно низкими баллами единственный способ поступить в вуз на популярную специальность — пойти на платное обучение, им эти изменения уменьшат возможности получения высшего образования. Придётся выбирать специальность (и необходимые для поступления на неё предметы ЕГЭ), исходя из того, на каких направлениях в вузах больше всего мест, будь то бюджетные или платные. И конкурс на платные места там, где их мало, может стать таким же напряжённым, как конкурс на бюджетные места. Соответственно, доля выпускников 11-х классов, поступающих не в вузы, а в колледжи, может стать больше. И, вероятно, всё больше выпускников 9-х классов будет уходить в колледжи при вузах, откладывая поступление в университет на потом.

Также можно предположить, что с учётом этих ограничений больше станет вариантов интеграции программ среднего (и общего, и СПО) с высшим образованием. В 2024 году экспериментальный специалитет «Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами» запустил научно-технологический университет «Сириус». Программа, как и на классических программах специалитета, рассчитана на пять лет. Нюанс в том, что принимают на неё выпускников 9-го класса. На двух первых курсах студенты изучают школьную программу с отдельными профессиональными элементами, потом перейдут к дисциплинам по специальности и на пятом курсе — к практическому обучению в технологических компаниях-партнёрах.
Ещё один пример — лицей при Уфимском государственном нефтяном техническом университете, где старшеклассники параллельно осваивают программу 10–11-х классов и получают СПО по таким профессиям, как сварщик, электромонтёр или химический лаборант. Ожидается, что с дипломами СПО они в дальнейшем смогут без ЕГЭ поступить в этот же вуз на профильные программы высшего образования.
Проекты в этом направлении запускают и частные образовательные организации. Так, колледж ITHub открыл университет с ускоренными программами обучения, на которые можно поступить, только имея СПО или высшее образование (в первую очередь вуз рассчитан на собственных выпускников колледжа). А в Институте iSpring планируют с 2026 года ввести ускоренный IT-специалитет, по замыслу аналогичный программе «Сириуса» — с поступлением после 9-го класса.
Какие есть виды дополнительного профессионального образования и чем оно отличается от СПО и высшего
Дополнительное профессиональное образование (ДПО), как следует из его названия, не относится к основным профессиональным образовательным программам, а является дополнительным к ним. Поэтому по закону:
- ДПО относится к другому виду образования — не к, собственно, профессиональному (это только СПО и высшее), а к дополнительному;
- предназначается для тех, у кого уже есть основное профессиональное образование (СПО или высшее);
- не является самостоятельным уровнем образования.
Однако на практике некоторые программы ДПО позволяют получить новую профессию, то есть фактически выполняют те же функции, что и программы профессионального образования. Дело в том, что ДПО делится на два вида:
- программы повышения квалификации;
- программы профессиональной переподготовки.
Первый вид программ нужен, чтобы дополнять уже имеющуюся у человека профессиональную квалификацию, обеспечить её соответствие меняющимся требованиям и условиям. Это могут быть курсы по освоению нового навыка в рамках текущей профессии, по изучению новых нормативных актов, влияющих на сферу, или новых технологий. Установлено, что минимальная продолжительность программ повышения квалификации — 16 учебных часов (по 45 минут). По итогам такого обучения выдают удостоверения о повышении квалификации.

А вот программы профессиональной переподготовки, согласно закону, направлены на получение компетенций для нового вида профессиональной деятельности и на приобретение новой квалификации. Их минимальная продолжительность гораздо больше, чем у повышения квалификации, — 250 часов, а при их успешном окончании выпускники получают дипломы о профессиональной переподготовке, в которых указана новая полученная квалификация.
По многим профессиям, согласно профстандартам и квалификационным справочникам по должностям и профессиям, можно работать при наличии диплома о профпереподготовке с нужной квалификацией, имея при этом любое другое высшее образование или СПО. Например, это разрешено даже для учителей и воспитателей (правда, для них с 1 сентября 2025-го вводят ограничение — они не смогут проходить ДПО в частных образовательных организациях, можно только в государственных или с государственным участием).
Что такое профессиональное обучение
Профессиональное обучение — это подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям рабочих и служащих. Оно завершается присвоением квалификации или разряда по профессии по результатам квалификационного экзамена. Выпускникам вручают свидетельство о профессии рабочего или служащего. Перечень профессий, по которым возможно пройти профессиональное обучение, утверждает Минпросвещения.
Профобучение тоже не относится к основным профессиональным образовательным программам и потому не считается по закону ни, собственно, профессиональным образованием (ещё раз напомним: юридически это только СПО и высшее), ни ДПО. Это самостоятельный вид образования. Однако программы профобучения могут входить в состав СПО и высшего образования, и в некоторых регионах их даже включают в школьные программы в старших классах. В этом случае они, согласно закону, предоставляются бесплатно.
Например, в предпрофессиональных классах в Москве старшеклассники не только углублённо изучают профильные предметы, но и проходят программу подготовки по рабочей профессии в колледже — это профобучение, интегрированное в программу среднего общего образования. Включить профобучение в программы вузов, чтобы студенты получали на первых курсах рабочую профессию в профильной для себя отрасли, сейчас предлагают в рамках новой системы высшего образования.
Пройти профессиональное обучение вне программы общего или профессионального образования можно в специализированном учебном центре или непосредственно на предприятии. Сроки обучения зависят от профессии (и при наличии по ней профстандарта могут быть прописаны в нём), обычно это несколько месяцев. По общему правилу отдельные программы профобучения — платные, за исключением случаев, когда оно предоставляется по льготе в рамках федерального проекта «Активное содействие занятости».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее