Приёмы, которые стимулируют учеников вспоминать пройденное
Это помогает запомнить учебный материал лучше и надолго.


Иллюстрация: Sora.ai / Annie для Skillbox Media
Суть практики извлечения (англ. retrieval practice) в том, что изученная информация запоминается прочнее, если учащиеся периодически припоминают её самостоятельно, как бы извлекая из памяти, а не механически повторяют, например, по учебнику или конспектам.
Во время этого процесса укрепляются нейронные связи в хранилище долговременной памяти, так как, самостоятельно вспоминая информацию, человек каждый раз активирует соответствующие связи. Эффективность этой практики для запоминания и применения изученного в другом контексте доказана многочисленными исследованиями. Подробнее о механизме извлечения и его применении на практике мы рассказывали в отдельной статье.
К приёмам практики извлечения относят, например, тесты и викторины, опросы по пройденным темам, использование флеш-карточек, метод «Думай-обсуждай-делись». Но этим перечнем набор инструментов извлечения не ограничивается.
В статье «Извлечение в действии: креативные стратегии от настоящих преподавателей» (Retrieval in Action: Creative Strategies from Real Teachers), опубликованной на сайте Cult of Pedagogy («Культ педагогики»), своими практиками поделились две преподавательницы и исследовательницы образования:
- Джанелл Блант — доцент кафедры психологии в Университете Андерсона в Индиане (США);
- Мишель Риверс — доцент кафедры психологии в Университете Санта-Клары в Калифорнии (США), автор блога об обучении и мышлении Cogbites.
Пересказываем основные идеи.
Как использовать индивидуальные доски для практики извлечения
Джанелл Блант рассказала, что со своими студентами использует индивидуальные мини-доски — возит их с собой в чемоданчике на колёсах из аудитории в аудиторию. По её словам, эта практика оказалась очень эффективной. Так, один из методов извлечения — устный опрос по уже изученной теме. При этом, объясняет Блант, если просто задать аудитории вопрос, руку поднимет один студент из группы, а остальные, увидев это, даже не начнут думать над ответом. И совсем другое дело, когда студенты знают, что каждому нужно написать свой ответ на доске и показать преподавателю.
По словам преподавательницы, сами учащиеся тоже хорошо относятся к использованию досок. Написанное маркером на доске легко стирается — а значит, сделанные ошибки легко исправить. Как считает Джанелл Блант, это создаёт для студентов безопасную среду, в которой можно отвечать без страха и ошибаться без последствий. И с тех пор, как она внедрила эту практику в свой курс, экзаменационные оценки её студентов повысились на 20%.

Маркерные пластиковые доски вполне можно заменить листами белого картона, помещёнными в мультифоры (прозрачные файловые папки), на которых тоже можно многократно писать маркером и стирать написанное. А вот обычная бумага не заменит доски, считает Блант. Она объясняет это так: при таком варианте у студентов вряд ли будет ощущение безопасности и лёгкости, которое дарит доска и стираемый маркер (ошибку легко убрать).
Примеры применения
Блант поделилась своими способами использования индивидуальных досок на занятиях:
- Предложить учащимся за две минуты записать ключевые тезисы, которые они помнят по теме занятия (мозговой штурм).
- Во время лекции примерно раз в десять минут останавливаться и задавать студентам вопрос по теме, чтобы они записали и показали вам ответ. Чтобы не забывать об этом, преподавательница добавляет слайды-напоминания в свои презентации.
- Попросить студентов привести примеры, которые относятся к изучаемой концепции. Например, на занятии по психологии, посвящённом чертам личности, Джанелл Блант предлагет: «Напишите, кого из известных вам героев диснеевских мультфильмов можно отнести к экстравертам».
- Предложить учащимся проиллюстрировать изучаемую концепцию собственным рисунком.
Блант это в статье не объясняет, но пользу от того, что учащиеся не просто припоминают нужную информацию, а именно записывают то, что удалось вспомнить, вручную, можно обосновать. По данным исследований, записывание от руки помогает лучше запомнить информацию. Учёные даже смогли найти нейрологическое объяснение этому факту.
Что важно учесть
Чтобы применение досок принесло максимальную пользу, преподавательница советует обратить внимание на следующие моменты:
- Чем раньше начать, тем лучше. Если с самого начала занятий с вами (например, в начале курса, который вы ведёте) ученики будут знать, что вы ожидаете от них регулярной и активной работы по припоминанию изученного, то они быстро к этому привыкнут.
- Не стоит позволять студентам подглядывать в конспекты и учебники. Смысл практики извлечения именно в том, чтобы учащиеся самостоятельно старались вспомнить информацию, а не с опорой на заметки. Нестрашно, если при этих попытках они будут допускать ошибки, это всё равно более эффективно для обучения, чем просто что-то перечитать.
- Не нужно ставить за это отметки. Это тоже повредит эффективности практики извлечения, потому что у студентов будет страх ошибиться.
- Социальное давление полезно, но в меру. Время от времени Блант практикует такие занятия от 15 минут до часа, когда вся группа должна записывать то, что удаётся вспомнить, на большой настенной доске в аудитории. С одной стороны, тот факт, что каждый видит ответы других, побуждает студентов ответственнее и серьёзнее относиться к заданию. С другой стороны, не стоит этим злоупотреблять, иначе необходимость отвечать на глазах у одногруппников станет вызывать стресс и тревогу.
Как ещё побудить учащихся припоминать изученное
Мишель Риверс поделилась своим набором несложных приёмов практики извлечения — они занимают совсем немного времени, и их можно применять на регулярной основе.
Совместное обсуждение вопросов
Мишель задаёт студентам в аудитории вопрос с выбором верного ответа из нескольких вариантов. Студенты отвечают, показывая своё решение на пальцах: например, вариант «а» — один палец, «б» — два пальца, и так далее. Затем преподавательница предлагает объединиться в пары тем, кто ответил по-разному, и попытаться убедить однокурсника изменить свой выбор. После того как студенты обсудят вопрос друг с другом, они ещё раз «голосуют» за верный, по их мнению, ответ. Как замечает Мишель Риверс, после обсуждений в паре студенты часто сходятся на правильном ответе.
Поясним, что эффективность практики «объясни другому» научно доказана: она задействует когнитивные механизмы осмысления, отбора и интеграции информации, что помогает глубже её понять и прочнее запомнить.
Вопрос дня
Преподаватели и так формулируют для каждого занятия учебную цель — а Мишель Риверс предлагает переформулировать её в виде ключевого «вопроса дня» и озвучить студентам. Например, на лекции о механизмах памяти вопрос может звучать так: «Почему одну информацию мы запоминаем надолго, а другая практически сразу вылетает из головы?»
Подобный вопрос, по словам преподавательницы, направляет размышления учащихся, возбуждает их любопытство, мотивирует вспомнить, что им уже известно по этой теме. И даже если в начале занятия студенты отвечают неверно, это не беда — главное, чтобы в конце они получили новое знание и верный ответ. Ошибки, считает Риверс, могут послужить дополнительной зацепкой для запоминания: «Да, я ошибся — думал, что это работает вот так, но оказалось иначе. Надо это запомнить».
Объяснение ответа
Преподаватели часто используют тестовые вопросы с выбором из нескольких вариантов ответа — это способ проверки знаний, при котором легко оценить результаты студентов. Однако такие тесты часто критикуют за то, что при ответе можно полагаться исключительно на поверхностное узнавание («Что-то такое встречалось в учебнике, выберу этот вариант») — то есть учащимся не обязательно глубоко понимать и воспроизводить изученное по памяти.
Чтобы обойти это ограничение тестов, Мишель Риверс предлагает студентам в свободной форме аргументировать свой выбор ответа: «Напишите, почему вы выбрали именно этот вариант?» Одни учащиеся объясняют, как логически исключили остальные варианты, другие ссылаются, например, на услышанное в лекции.

Согласно результатам свежего исследования, этот приём действительно улучшает результаты студентов — участники эксперимента, которые обосновывали свой выбор, справились с тестом лучше тех, кто просто отметил варианты. Как замечает Риверс, даже если у преподавателя не хватит времени на то, чтобы прочесть все объяснения, эта практика сама по себе принесёт пользу студентам. Такое объяснение активирует метакогниции (то есть понимание, как работает собственное мышление), способствует закреплению информации в памяти и созданию связей между новым знанием и уже имеющимся.
Оценка уверенности
Этот приём можно применять в сочетании с любыми другими, в том числе с записями на индивидуальных досках. Когда студенты отвечают на вопрос по пройденной теме, преподавательница просит их оценить свою уверенность в ответе по шкале от одного («Я совсем не уверен») до пяти («Я полностью уверен в ответе»). Если между правильностью ответа и уверенностью студента возникает несоответствие, то оно, по словам Риверс, даёт учащимся возможность выявить собственные заблуждения, определить области и вопросы, которым стоит уделить больше внимания. Это, опять же, способствует развитию метакогнитивных навыков.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее