Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Минпросвещения наметили шаги по тому, чтобы ввести для выпускников школ интегральную аттестацию: она предполагает учёт их знаний по всем изучаемым предметам, а не только результатов нескольких сданных ЕГЭ. Об этом глава Совета Валерий Фадеев сообщил на пресс-конференции в ТАСС.
В обсуждении готов принять участие и Рособрнадзор. В ведомстве напомнили, что итоговые оценки за 11-й класс и сейчас определяют как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения — то есть в школьных аттестатах уже учитывают результаты по всем предметам за все годы учёбы.
В чём суть идеи
Идея, с которой выступил на заседании СПЧ с участием президента Валерий Фадеев, заключается в том, чтобы учитывать эти средние баллы не только при выдаче аттестатов, но и при поступлении в вузы. Он предложил дополнить баллы ЕГЭ, на основе которых сейчас зачисляют большинство абитуриентов, средним баллом на основе всех школьных оценок или только оценок по трём «ценностным дисциплинам» — по литературе, географии и истории. Глава СПЧ подчеркнул, что выпускники редко выбирают эти предметы при сдаче ЕГЭ, а знать их необходимо.
На том заседании Валерий Фадеев отметил, что вопрос о том, как именно считать средний балл, требует обсуждения с профильными министерствами и Российской академией образования. Но с его точки зрения, такую интегральную оценку нужно учитывать при поступлении наравне с ЕГЭ. По мнению председателя СПЧ, мера побудит школьников осваивать всю школьную программу, а не только предметы, которые нужны для поступления.
«Российская газета» спросила преподавателей и родителей школьников об их отношении к интегральной оценке. Часть преподавателей поддерживает нововведение, но некоторые родители говорят о том, что инициатива только добавит стресса ученикам. Они надеются, что нынешних старшеклассников интегральная оценка не коснётся.
Как учитывается средний балл аттестата сейчас
Поясним: сейчас на практике некоторые вузы и так учитывают средний балл аттестата, но лишь как дополнительный фактор в случаях, когда у абитуриентов, поступающих по одному основанию, оказывается одинаковая позиция в конкурсном ранжированном списке (то есть одинаковое количество баллов за ЕГЭ и за индивидуальные достижения). На этот случай есть специальные правила в порядке приёма в вузы: сначала абитуриентов ранжируют по приоритетным предметам экзаменов (их определяет вуз), и если позиции по-прежнему равные, то учитывается право на преимущественное зачисление и так далее. На случай, когда предусмотренные порядком критерии ранжирования кончились, а позиции всё равно равны, вузы устанавливают свои дополнительные основания ранжирования, и часто это как раз средний балл аттестата (подробнее об этом можно прочитать здесь).
В некоторых странах средний балл школьного аттестата или диплома (Grade Point Average, GPA) влияет на поступление в университет. Например, в США и Японии вузы могут самостоятельно устанавливать минимальное значение среднего балла для поступающих. На величину GPA нередко влияют не только сами оценки, но и затраченное на изучение предметов количество часов, а также факт углублённого обучения по ним.
В советское время при поступлении в вузы тоже некоторое время учитывали средний балл аттестата — среднее арифметическое значение всех итоговых оценок за год по каждому предмету. Но, по мнению научного руководителя Центра психометрики и измерений в области образования Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, этот опыт показал: если для поступления в вузы требуются высокие отметки в аттестате, школьникам начинают завышать оценки. В результате растёт только сам средний балл, а не качество преподавания в школах.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!