Шведские студенты, которые проходили вводный курс по программированию на английском языке, получали результаты хуже, чем те, кто учился на родном шведском. Также те, кто был на англоязычном треке, больше рисковали бросить курс. К таким выводам пришли исследователи из Королевского технологического института и Технического университета Чалмерса в Швеции.
Всего в исследовании участвовали 2263 студента шведских вузов, которые зарегистрировались на вводный онлайн-курс по программированию. Перед отбором исследователи убедились, что все участники владеют английским языком как минимум на среднем уровне. Затем студентов случайным образом распределили для прохождения двух версий курса: на английском и на шведском языке. Программы были рассчитаны на самостоятельное обучение и ничем, кроме языка, не различались. Результаты оценивали по количеству правильно ответивших на вопросы теста и по тому, сколько из них покинули курс, не завершив его.
Когда исследователи сравнили результаты тестов в двух версиях курса, то выяснилось, что на одного зарегистрированного на шведскоязычном курсе студента приходится на 73% больше правильных ответов, чем на одного студента курса англоязычной версии. А если сравнивать результаты активных студентов, которые не только зарегистрировались, но и действительно проходили тесты, то разрыв сокращается — в среднем участники курса на шведском дали на 18% больше правильных ответов. Дело в том, что в англоязычной версии курса не стали отвечать на вопросы и выбыли на 25% процентов больше студентов, чем в шведской версии.
По данным авторов исследования, которые ссылаются на отчёт Языкового совета Швеции (Språkrådet) за 2022 год, английский язык всё чаще используется в качестве глобального языка обучения в сфере высшего образования (English Medium Instruction или EMI). Но важное условие для введения таких курсов состоит в том, что язык обучения не должен влиять на результаты. То есть, согласно концепции EMI, студенты должны быть способны пройти курс на английском так же хорошо, как и на своём родном языке.
Результаты эксперимента шведских исследователей заставляют сомневаться, что это возможно. Однако авторы обращают внимание на ограничения своей работы: небольшой размер выборки, формат онлайн-курса для самостоятельного изучения, выбор только одной дисциплины. Учёные отмечают, что результатов одного исследования недостаточно для изменения подходов в сфере высшего образования.
Ранее российские студенты оценили свой уровень владения английским языком. О свободном владении заявили лишь 7% студентов, о том, что они обладают хорошими языковыми навыками, — 45% опрошенных. Такие данные содержатся в 37-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Исследование основано на опросе, проведённом среди учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2019/2020 учебном году.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!