В Forbes вышла статья о популярности эдьютейнмента, где приведены несколько примеров проектов, основанных на этом подходе, и мнения их основателей и инвесторов.
Представители традиционного образования обычно смотрят на эдьютейнмент с лёгким презрением, считая такое обучение ненастоящим, а представители EdTech в это время делают успешные проекты, основанные на эдьютейнменте. «Мир образовательных технологий полон образовательно-развлекательных стартапов», — говорится в статье. Так, основанная в 2020 году компания Zigazoo собрала 23,2 млн долларов на приложение, предлагающее образовательные видео и игровое обучение для детей. Французская компания Revyze, выпускающая короткие обучающие видео для подростков, привлекла 2,26 млн долларов. Вообще, подобных успешных проектов, конечно, немало: например, есть Math Games — сайт с интерактивными математическими онлайн-играми для детей, платформа Novakid, на которой детей обучают английскому в игровом формате.
Чем полезен эдьютейнмент в формате мини-видео
Майкл Мо, основатель венчурной компании GSV Holdings, специализирующейся на образовательных технологиях, называет этот тип обучения так: «Голливуд встречается с Гарвардом». Он считает, что с учётом более короткой продолжительности концентрации внимания у молодых людей из поколения зумеров обучение для них должно больше походить на TikTok, чем на учебники. Его компания GSV Holdings инвестирует в Quizizz (это платформа, где можно создавать игровые викторины), Lightneer (разработчик игр с обучающей составляющей), Tekie, где детей учат программированию с помощью мультиков, и в ещё десять подобных проектов.
А Джош Шапиро, чей стартап Edgi Learning представляет собой платформу, похожую на ChatGPT, где студенты и школьники могут получить объяснение любой концепции «быстрее, чем в Google», берёт пример с популяризаторов науки — блогеров с YouTube и из TikTok. Сейчас он работает над новой системой, которая поможет умным людям создавать и монетизировать собственный образовательный контент.
Конечно, у блогеров контент, как правило, не системный, а хаотичный — это короткие ролики, просто удовлетворяющие любопытство и отвечающие на наивные вопросы вроде: «Почему космос, полный звёзд, такой тёмный?» У Шапиро своя философия на этот счёт: он считает, что такие ролики на самом деле тоже помогают людям учиться, делая это легко, с юмором и мемами, то есть так, как не получится сделать в учебниках и традиционных лекциях.
«Мы игнорируем тот факт, что у всех есть внутреннее стремление к обучению, — говорит Шапиро. — Мы рождаемся, задавая вопрос „почему“ обо всём, и мы хотим познавать мир. Но когда мы переходим в старшую школу, обучение становится обременительной задачей, которую нужно выполнять, чтобы соответствовать внешним требованиям — поступить в колледж, устроиться на работу, угодить родителям».
В пример успешного проекта Шапиро приводит Хэнка Грина, на чей канал в TikTok подписаны 7,4 млн человек (у него также есть канал на YouTube, но он не основной и менее популярный). Короткие видео Грина не собраны в тематические разделы, как в учебнике, но его пояснения часто основаны на тех же научных концепциях, которые школьники изучают в биологии, физике, химии, астрономии. Так почему кто-то думает, что это бесполезно? Шапиро считает, что популярность этого блогера объясняется как раз интересом к обучению.
Сал Хан, основатель Khan Academy — бесплатного онлайн-ресурса для школьников, который насчитывает более 147 млн пользователей и в своё время вырос как раз из видеороликов на YouTube, — подчёркивает, что видеообучение в формате очень коротких роликов обладает двумя качествами: гибкостью и специализацией именно под то, что ребёнку сейчас интересно, под тот вопрос, который у него возник. Как раз этих качеств не хватает урокам в классе.
Хан вспоминает, что, когда он начинал свой проект, академические преподаватели отнеслись к его идее скептически: ведь если у них уходит по полтора часа на объяснение дифференциальных уравнений, значит, сделать это в коротком видео невозможно, считали они. Но они не понимали, что можно не ограничиваться одним видео и сделать множество коротких роликов.
Конкурирует ли эдьютейнмент с традиционным образованием
Никто из опрошенных в статье Forbes экспертов не призывает заменять эдьютейнментом традиционное академическое образование. Тот же Джош Шапиро, например, подчёркивает, что подобные лёгкие форматы следует рассматривать лишь как дополнение к традиционной образовательной модели.
Более того, сейчас случаются интересные примеры, когда блогеры помогают вовлечь студентов в академическое образование. В статье описан случай из практики математического факультета Университета Тафтса (США). Этот университет ежегодно устраивает лекцию какого-нибудь известного стороннего преподавателя. Хотя лекторов всегда выбирают интересных, обычно на этих мероприятиях присутствует всего по 50–60 студентов.
В 2022 году в качестве лектора пригласили Гранта Сандерсона, автора популярного математического ютуб-канала 3Blue1Brown с прекрасно визуализированными объяснениями. Хотя это был вечер пятницы перед выпускными экзаменами, зал заполнили 400 студентов, и лекция Сандерсона произвела фурор. Он провёл её со своими типичными визуальными эффектами, воплощающими математические концепции так, как это невозможно сделать с помощью обычных скучных графиков. Ниже — пример объяснения тригонометрического ряда Фурье в канале Сандерсона.
Конечно, видеоконтент блогеров всегда нуждается в проверке с точки зрения правильности и точности преподносимой информации, но то, что этот формат интересен людям, очевидно. Традиционному образованию, кажется, не стоит это игнорировать, а хорошо бы, наоборот, взять на вооружение.
Кстати, среди трендов инноваций в педагогике, которые ежегодно собирает через опрос экспертов и публикует Открытый университет Великобритании (The Open University), в 2022 году было названо обучение у блогеров. Подразумевалось, что школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять). В то же время образовательным учреждениям и самим стоит выходить в соцсети с образовательным контентом в лёгком увлекательном формате, чтобы заинтересовывать потенциальных абитуриентов.
В целом академическое образование уже не чурается подходов эдьютейнмента. Например, приложение Skillplay, помогающее развивать софт-скиллы и умения в разных профессиональных сферах, играя в одноминутные викторины и просматривая короткие обучающие видео, интересно тем, что им пользуются вузы, которые и открывают доступ своим студентам.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    