Образование
#новости

Представители EdTech поделились мнением о том, чем TikTok-формат полезен образованию

Короткие научпоп-ролики кажутся просто развлечением, но на самом деле это тоже обучение, и у него есть свои преимущества.

В Forbes вышла статья о популярности эдьютейнмента, где приведены несколько примеров проектов, основанных на этом подходе, и мнения их основателей и инвесторов.

Представители традиционного образования обычно смотрят на эдьютейнмент с лёгким презрением, считая такое обучение ненастоящим, а представители EdTech в это время делают успешные проекты, основанные на эдьютейнменте. «Мир образовательных технологий полон образовательно-развлекательных стартапов», — говорится в статье. Так, основанная в 2020 году компания Zigazoo собрала 23,2 млн долларов на приложение, предлагающее образовательные видео и игровое обучение для детей. Французская компания Revyze, выпускающая короткие обучающие видео для подростков, привлекла 2,26 млн долларов. Вообще, подобных успешных проектов, конечно, немало: например, есть Math Games — сайт с интерактивными математическими онлайн-играми для детей, платформа Novakid, на которой детей обучают английскому в игровом формате.

Чем полезен эдьютейнмент в формате мини-видео

Майкл Мо, основатель венчурной компании GSV Holdings, специализирующейся на образовательных технологиях, называет этот тип обучения так: «Голливуд встречается с Гарвардом». Он считает, что с учётом более короткой продолжительности концентрации внимания у молодых людей из поколения зумеров обучение для них должно больше походить на TikTok, чем на учебники. Его компания GSV Holdings инвестирует в Quizizz (это платформа, где можно создавать игровые викторины), Lightneer (разработчик игр с обучающей составляющей), Tekie, где детей учат программированию с помощью мультиков, и в ещё десять подобных проектов.

А Джош Шапиро, чей стартап Edgi Learning представляет собой платформу, похожую на ChatGPT, где студенты и школьники могут получить объяснение любой концепции «быстрее, чем в Google», берёт пример с популяризаторов науки — блогеров с YouTube и из TikTok. Сейчас он работает над новой системой, которая поможет умным людям создавать и монетизировать собственный образовательный контент.

Конечно, у блогеров контент, как правило, не системный, а хаотичный — это короткие ролики, просто удовлетворяющие любопытство и отвечающие на наивные вопросы вроде: «Почему космос, полный звёзд, такой тёмный?» У Шапиро своя философия на этот счёт: он считает, что такие ролики на самом деле тоже помогают людям учиться, делая это легко, с юмором и мемами, то есть так, как не получится сделать в учебниках и традиционных лекциях.

«Мы игнорируем тот факт, что у всех есть внутреннее стремление к обучению, — говорит Шапиро. — Мы рождаемся, задавая вопрос „почему“ обо всём, и мы хотим познавать мир. Но когда мы переходим в старшую школу, обучение становится обременительной задачей, которую нужно выполнять, чтобы соответствовать внешним требованиям — поступить в колледж, устроиться на работу, угодить родителям».

В пример успешного проекта Шапиро приводит Хэнка Грина, на чей канал в TikTok подписаны 7,4 млн человек (у него также есть канал на YouTube, но он не основной и менее популярный). Короткие видео Грина не собраны в тематические разделы, как в учебнике, но его пояснения часто основаны на тех же научных концепциях, которые школьники изучают в биологии, физике, химии, астрономии. Так почему кто-то думает, что это бесполезно? Шапиро считает, что популярность этого блогера объясняется как раз интересом к обучению.

Сал Хан, основатель Khan Academy — бесплатного онлайн-ресурса для школьников, который насчитывает более 147 млн пользователей и в своё время вырос как раз из видеороликов на YouTube, — подчёркивает, что видеообучение в формате очень коротких роликов обладает двумя качествами: гибкостью и специализацией именно под то, что ребёнку сейчас интересно, под тот вопрос, который у него возник. Как раз этих качеств не хватает урокам в классе.

Хан вспоминает, что, когда он начинал свой проект, академические преподаватели отнеслись к его идее скептически: ведь если у них уходит по полтора часа на объяснение дифференциальных уравнений, значит, сделать это в коротком видео невозможно, считали они. Но они не понимали, что можно не ограничиваться одним видео и сделать множество коротких роликов.

Конкурирует ли эдьютейнмент с традиционным образованием

Никто из опрошенных в статье Forbes экспертов не призывает заменять эдьютейнментом традиционное академическое образование. Тот же Джош Шапиро, например, подчёркивает, что подобные лёгкие форматы следует рассматривать лишь как дополнение к традиционной образовательной модели.

Более того, сейчас случаются интересные примеры, когда блогеры помогают вовлечь студентов в академическое образование. В статье описан случай из практики математического факультета Университета Тафтса (США). Этот университет ежегодно устраивает лекцию какого-нибудь известного стороннего преподавателя. Хотя лекторов всегда выбирают интересных, обычно на этих мероприятиях присутствует всего по 50–60 студентов.

В 2022 году в качестве лектора пригласили Гранта Сандерсона, автора популярного математического ютуб-канала 3Blue1Brown с прекрасно визуализированными объяснениями. Хотя это был вечер пятницы перед выпускными экзаменами, зал заполнили 400 студентов, и лекция Сандерсона произвела фурор. Он провёл её со своими типичными визуальными эффектами, воплощающими математические концепции так, как это невозможно сделать с помощью обычных скучных графиков. Ниже — пример объяснения тригонометрического ряда Фурье в канале Сандерсона.

Конечно, видеоконтент блогеров всегда нуждается в проверке с точки зрения правильности и точности преподносимой информации, но то, что этот формат интересен людям, очевидно. Традиционному образованию, кажется, не стоит это игнорировать, а хорошо бы, наоборот, взять на вооружение.

Кстати, среди трендов инноваций в педагогике, которые ежегодно собирает через опрос экспертов и публикует Открытый университет Великобритании (The Open University), в 2022 году было названо обучение у блогеров. Подразумевалось, что школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять). В то же время образовательным учреждениям и самим стоит выходить в соцсети с образовательным контентом в лёгком увлекательном формате, чтобы заинтересовывать потенциальных абитуриентов.

В целом академическое образование уже не чурается подходов эдьютейнмента. Например, приложение Skillplay, помогающее развивать софт-скиллы и умения в разных профессиональных сферах, играя в одноминутные викторины и просматривая короткие обучающие видео, интересно тем, что им пользуются вузы, которые и открывают доступ своим студентам.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована