Совершенствование процессов подачи документов и зачисления в вузы обсудили 22 ноября в ходе заседания комиссии Генсовета «Единой России» по науке и образованию. Об этом сообщает пресс-служба партии.
Руководительница комиссии, глава образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва, отметила, что разработка озвученных предложений происходила в формате диалога, участие в котором, помимо партии и Минобрнауки, приняли представители правительства, Минцифры, Рособрнадзора, Совета Федерации, Госдумы, вузов и школьного сообщества. Это позволило рассмотреть имеющиеся проблемы с разных сторон.
Какие инициативы обсуждали на заседании
Одной из первоочерёдных тем стало улучшение суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Предполагается, что нужно доработать его функционал так, чтобы заявления поступающих подавались и обрабатывались без ошибок, а информация об аттестатах и индивидуальных достижениях верифицировалась автоматически. Так же без сбоев должно фиксироваться зачисление абитуриента.
В связке с предыдущей инициативой на заседании обсудили возможную отмену правила, согласно которому для зачисления в вуз нужно предоставить подлинник аттестата. Предполагается, что это требование вызывает целый ряд затруднений, в том числе связанных с посещением университетов, ведь они могут находиться не в тех регионах, где проживают поступающие. Отменить это правило предлагается для абитуриентов, которые используют для подачи документов суперсервис. Причём эта инициатива полезна как для поступающих, так и для университетов: первые смогут автоматизированно завершать процесс участия в приёмной кампании, а вторые — избежать множественных зачислений абитуриентов.
Помимо этого, суперсервис предлагается сделать единой точкой сбора данных о приёмной кампании. Благодаря этому не нужно будет подавать дублирующую отчётность в прочие информационные системы (то есть во внутренние системы самих вузов).
А ещё участники мероприятия сочли необходимым усилить техническую и информационную поддержку поступающих и их родителей, в том числе при помощи МФЦ.
Кроме того, для очно-заочной и заочной форм обучения предложили пересмотреть сроки окончания подачи документов — их хотят сделать более комфортными для работающих абитуриентов.
Предполагается, что эти инициативы нужно отразить в готовящемся постановлении правительства, которое определит функционирование суперсервиса в 2023/2024 учебном году.
Как сообщил в своём телеграм-канале председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, участники мероприятия также обсудили тему поступления в одну или две волны. Мнения прозвучали разные, но к какому пришли в итоге, не сообщается. Кроме того, по его словам, на заседании предложили дать возможность корректировать контрольные цифры приёма прямо в ходе кампании, чтобы избежать ситуаций с недобором абитуриентов на бюджетные места.
Что не так с суперсервисом
В ходе прошедшей приёмной кампании вскрылся целый ряд проблем, связанных с методологией работы сервиса, его интеграцией с другими информационными системами и способностью выдерживать большой наплыв пользователей. Кроме того, приёмным комиссиям оказалось трудно адаптироваться к его работе в новых условиях.
Наиболее подробная критика в сторону проекта поступила от СПбГУ. Там на ректорском совещании по итогам приёмной кампании перечислили целый ряд проблем, которые возникли из-за подачи документов через портал госуслуг.
Например, отметили, что портал не проводит автоматическую верификацию сведений о победителях и призёрах олимпиад в отношении абитуриентов, которые поступают в таком статусе. Кроме того, не сразу заработала проверка данных о документах об образовании. В результате сотрудникам приёмной комиссии пришлось вручную перепроверить тысячи документов. А ещё сервис не давал абитуриентам возможности указать, что они подали оригинал документа об образовании в конкретный вуз. Кроме того, в университете отметили проблемы взаимодействия между суперсервисом и собственной информсистемой.
О недовольстве подачей документов через суперсервис также заявили ректоры МИСИС, РЭУ имени Г. В. Плеханова, Московского Политеха, БФУ имени И. Канта и МИИГАиК.
Неудовлетворёнными работой суперсервиса остались и некоторые абитуриенты. К примеру, ранее в СМИ и соцсетях распространилась громкая история о том, как медалист из Новосибирска из-за сбоя на «Госуслугах» не поступил на бюджет ни в один из пяти выбранных вузов Москвы, хотя и проходил по баллам в каждый из них. Правда, позднее в Минцифры заявили, что проблемы возникли из-за ошибки в системе обработки заявлений МГУ имени М. В. Ломоносова.
В августе стало известно, что Минобрнауки создало рабочую группу для улучшения суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».