Рейтинг QS World Future Skills Index (мировой индекс навыков будущего) в Quacquarelli Symonds предложили как новый инструмент для оценки того, насколько национальные системы образования, работодатели и власти готовы адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда.
Всего для подготовки первого индекса проанализировали данные более чем по 190 странам. Источниками послужили объявления о вакансиях (более 280 миллионов публикаций), учебные программы университетов, исследовательские статьи и опросы компаний-работодателей. Учитывались четыре группы критериев — соответствие навыков, готовность академической среды, навыки будущего на рынке труда (к ним отнесли навыки работы с искусственным интеллектом и другие цифровые компетенции, а также знания в области зелёной экономики) и экономическая трансформация. В эти группы входят 13 отдельных индикаторов. Например, готовность академической среды оценивали по тому, соответствуют ли программы университетов современным профессиям, насколько развито техническое образование, как технологии применяются в обучении и насколько конкурентоспособны вузы страны в мировом масштабе (для этого учитывали в том числе результаты собственных вузовских рейтингов QS).
В опубликованный список вошла 81 страна. Первые три места заняли США, Великобритания и Германия. Россия по общему баллу — на 37-м месте, причём наиболее высоко (84,8 баллов из 100) в QS оценили готовность российских вузов обучать студентов навыкам будущего. Достаточно высокую оценку получили также экономическая трансформация и соответствие навыков в образовательной системе тому, что требуется рынку труда (по этим показателям выставлены оценки свыше 73 баллов из 100). Однако по тому, как сейчас востребованы работодателями навыки будущего, у России 33,8 балла — меньше, чем у большинства стран в итоговом рейтинге. Эксперты QS отнесли страну к кластеру государств, где предложение высококвалифицированной рабочей силы с навыками будущего пока превышает спрос.
Российские политики и эксперты, наоборот, чаще говорят о дефиците кадров в различных отраслях, в том числе в IT. Но спрос на навыки работы с ИИ и на компетенции, необходимые для развития зелёной экономики, похоже, действительно не так высок. Например, по оценке рейтингового агентства RAEX, российский бизнес чаще ищет специалистов в области устойчивого развития среди выпускников краткосрочных курсов и не слишком заинтересован в развитии таких программ высшего образования. А навыки работы с ИИ работодатели и соискатели пока не относят к самым востребованным на рынке труда.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!