Повышение квалификации поднимает у сотрудников уверенность в себе
Это выяснили исследователи из Института образования НИУ ВШЭ.
fizkes / shutterstock
Они решили проверить, отражается ли прохождение дополнительного профессионального обучения (ДПО) на уровне удовлетворённости работой, а также на чувстве, что человек сам контролирует ход важных событий и свои перспективы. Статья о проведённом исследовании размещена в журнале НИУ ВШЭ «Экономическая социология».
Под ДПО подразумевается краткосрочное обучение сотрудников для совершенствования их навыков, прохождение которого финансирует работодатель. В эту категорию входят, например, занятия в корпоративных университетах, а также тренинги и курсы.
Как проводили исследование
Авторы работы опирались на данные лонгитюда ВШЭ — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Всего в выборку попало 5 тысяч человек, опрошенных в период двух последних волн проведения этого долгосрочного исследования.
На первом этапе учёные оценивали связь обучения с субъективным контролем важных событий и удовлетворённостью трудом. После этого исследователи анализировали социодемографические параметры. А на последнем этапе рассматривалось влияние социально-профессионального статуса.
Результаты
Оказалось, что ДПО действительно положительно влияет на указанные аспекты. Так, у тех, кто завершил обучение, показатели субъективного контроля и удовлетворённости работой были выше по сравнению с теми, кто его не проходил.
При этом обнаружились интересные закономерности. Социодемографические показатели почти не имели влияния на связь между обучением, уверенностью в своих силах и положительным отношением к работе. Зато чем выше был социально-профессиональный статус респондента, тем больше прослеживалось это влияние.
Получается, что уверенность в своих способностях и удовлетворённость трудом действительно растут после прохождения ДПО, но этот эффект менее заметен у работников с квалификацией ниже. Проще говоря, чем более опытен человек и чем выше его профессиональная позиция, тем больше он доволен работой после прохождения очередного обучения.
При этом, отметили исследователи, в других постсоветских странах всё наоборот — эти показатели заметнее растут у менее «привилегированных» сотрудников.
Оба сценария можно объяснить вот как: с одной стороны, компании стремятся удержать после курсов сотрудников, занимающих высокие должности, и предлагают им определённые бонусы. А с другой — сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто занимают должности с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены.
Помимо этого, на российском рынке труда есть множество работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (так называемая квалификационная яма). Обычно они меньше довольны своей карьерой, и повышение квалификации в таком случае не всегда может сгладить негативный эффект этой «ямы».
Кстати, почти половина россиян считает, что повышение квалификации важно для построения успешной карьеры. А более 30% полагают, что это главный способ увеличить заработок.