28 сентября в центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, где подвели итоги приёма в педвузы. Речь шла о приёме в 33 педагогических университета и 12 филиалов, подведомственных Минпросвещения.
Сколько будущих педагогов приняли вузы в 2022 году
По словам замглавы ведомства Татьяны Васильевой, в этом году на педагогические направления было выделено 36 тысяч бюджетных мест. Она пояснила, что это столько же, сколько в прошлом году, и чуть больше, чем в предыдущем. На конец сентября в педвузы зачислено почти 43 тысячи человек. Однако эта цифра увеличится, поскольку приём на заочную форму обучения всё ещё идёт.
Васильева добавила, что по сравнению с 2021-м число заявлений в этом году выросло в полтора раза. Всего абитуриенты педвузов подали более 370 тысяч заявлений. Замминистра связывает это с качественной работой самих вузов, развитием направления профориентации и популяризацией педагогического образования.
Какие проходные баллы в педагогические вузы
Конкурс в среднем составил 12 человек на место. Наиболее популярными направлениями подготовки оказались:
- «Литература» — 48 человек на место;
- «Обществознание» — 44;
- «Русский язык как иностранный» — 34.
А самыми востребованными естественно-научными профилями стали «Математика» и «Информатика» (более 10 человек на место). На специальность «Физика» конкурс составил 7,5. По естественно-научным направлениям на очные отделения бакалавриата зачислили 2,5 тысячи первокурсников.
Средний балл будущих педагогов — 69,8. В восьми педвузах средний балл абитуриентов составил более 70. Самый высокий проходной балл зафиксировали в МПГУ по профилю «Английский и французский язык» — он составил 276 баллов, а средний балл по нему получается 92.
Какие педагогические вузы — самые популярные и какие есть направления подготовки
Татьяна Васильева назвала четыре наиболее популярных университета этого профиля — МПГУ, РГПУ имени А. И. Герцена, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского и НГПУ имени К. Минина.
Помимо привычных, в 2022 году ввели новые профили подготовки. Например, в бакалавриате это:
- «Этнофилологическое образование»;
- «Game-педагог»;
- «Образовательный инжиниринг, Английский язык»;
- «Робототехника и технология».
Среди новых программ в магистратуре:
- «Экспертиза в образовании»;
- «Бизнес-педагогика»;
- «Мехатроника и робототехника»;
- «Инновационное предпринимательство в сфере Edtech»;
- «Госпитальная педагогика»;
- «STEAM-технологии в основном и дополнительном образовании».
О чём говорили ректоры педвузов
Ректор МПГУ Алексей Лубков считает, что рост популярности педагогических специальностей — результат последовательного обновления содержания образования. А ректор БГПУ имени М. Акмуллы Салават Сагитов отметил востребованность целевого обучения по педагогическому профилю.
«Мы прекрасно знаем, что в нашей стране есть нехватка учителей, особенно <…> в сельской местности, потому что действительно, если брать только нашу республику [Башкортостан], то у нас 40% населения проживает на селе, и это обязывает нас готовить кадры не просто на рынок <…>, а для государства. Мы, соответственно, должны персонально к каждому подходить. И целевое обучение — это тот самый механизм, который позволяет это делать», — сказал он.
По его словам, в 2019 году в БГПУ 30% от принятых на бюджетные места бакалавриата воспользовались именно механизмом целевого обучения, а из поступивших в магистратуру — никто. В прошлом году эти показатели выросли до 60% в бакалавриате и до 55% в магистратуре, а в этом — до 75% и 60% соответственно.
Ректор АГГПУ имени В. М. Шукшина Людмила Мокрецова, в свою очередь, указала на важность создания в школах профильных классов.
«Психолого-педагогический класс — это раннее выявление одарённых детей, это новые формы профориентационной работы, это усиленная предметная подготовка по различным направлениям, в том числе по физике, математике, биологии, химии. <…> Конечно, это и первые профессиональные пробы, которые делают учащиеся на площадках психолого-педагогических классов. Сегодня эта площадка объединяет абсолютно всех заинтересованных в качественном, в том числе педагогическом, образовании», — подчеркнула она.
Напомним, обнародованная не так давно концепция подготовки педагогических кадров предусматривает увеличение количества психолого-педагогических классов. Для их выпускников хотят ввести систему учёта индивидуальных достижений, которая упростит самым способным из них поступление в педвузы.
Ещё одна особенность этой концепции — рост цифровизации педагогического образования. И на пресс-конференции ректор ВГСПУ Александр Коротков поделился мнением, что цифровая среда педвузов может стать важным аспектом, который повысит желание абитуриентов прийти в эти учреждения.
Кстати, ранее стало известно, что число олимпиадников, поступающих в МГПУ, с 2018 года выросло в 17 раз.