В 2023 году «Конкурс инноваций в образовании» (КИвО) состоялся в десятый раз. На участие в нём подали 220 заявок из 63 регионов России и стран ближнего зарубежья. Команды инноваторов представили проекты на разных стадиях реализации — от идеи до готового продукта.
Что это за конкурс
КИвО — состязание для всех участников образовательной экосистемы. В нём участвуют индивидуально и в командах педагоги, методисты, руководители в образовании, а также лидеры стартапов, исследователи, популяризаторы науки, бизнес-тренеры и учащиеся.
Участники могут представить различные инновационные проекты для образования — например, устройства, приложения, платформы, тренажёры, игры, мероприятия, медиа, форматы создания учебных материалов или организации пространств, а также методические разработки. Причём на участие в конкурсе принимаются разные инновации — от продуктовых и производственных до маркетинговых и организационных.
На первом этапе конкурса проекты оценивают по следующим критериям:
- инновационность;
- масштабируемость;
- актуальность;
- качество проработки проекта;
- целесообразность (имеется в виду то, насколько оптимален проект для решения какой-то проблемы).
Затем экспертное жюри выбирает победителей из числа финалистов.
В конкурсе представлено несколько номинаций — основная, в рамках которой определили победителя конкурса, и те, что организованы отдельными учреждениями и компаниями, представители которых входят в жюри. Призы в таких номинациях назначали те организации, которые их учреждали.
Кто победил в состязании
Победителем КИвО-2023 признали проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование». Это сервис, созданный для педагогов, с помощью которого они могут провести рефлексию по итогам проведённого урока. Для этого нужно записать свою речь на уроке и загрузить звуковой файл в личный кабинет «Ассистента». После этого пользователь получит отчёт, включающий несколько метрик — например, это распределение времени говорения учителя и учеников, эмоциональная тональность речи, приёмы общения с учениками.
В качестве приза команда проекта-победителя проведёт совместное исследование с Институтом образования НИУ ВШЭ. Кстати, ранее мы рассказывали об эксперименте с похожей разработкой на основе ИИ в США — исследователи выяснили, что анализ уроков с помощью нейросетей помогает учителям улучшить ответы на вопросы учеников.
Лидером в номинации «Самостоятельное обучение» от стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность в меняющемся мире» стал проект «Экспланер». Это мобильная адаптивная платформа, которая призвана упростить для учеников средних и старших классов подготовку к экзаменам по школьным предметам. Разработка включает алгоритмы индивидуальной оценки знаний по каждой теме и персонализированный подбор заданий.
Победителями в номинации от Департамента образования и науки города Москвы стали:
1. «Ассистент учителя».
2. Skillfolio — платформа для образовательных учреждений, которая помогает развивать у детей эмоциональный интеллект и метапредметные навыки по индивидуальной траектории. На платформе есть тьюторский модуль для педагогов и психологов, помогающий отслеживать успехи учеников.
3. NERA — приложение для развития личности, которое помогает сфокусироваться на жизненных целях. Разработчики позиционируют его как виртуального наставника.
Лидерами в номинации от группы компаний «Просвещение» стали:
1. «Педагогические квест-кейсы» — игра для развития педагогических команд и обучения студентов. В неё входит набор кейсов, которые могут встретиться в работе педагога. В ходе игры участники узнают алгоритм многопланового сбора информации для принятия оптимальных решений.
2. «Алиса в школе» — проект «Яндекса», находящийся на ранней стадии. В будущем он предложит вариант использования голосового помощника для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и дома.
3. «Рекорд» — онлайн-школа для детей-спортсменов, помогающая им подготовиться к успешной сдаче экзаменов параллельно с профессиональными спортивными тренировками.
4. «Мастерская гуманитарных профессий» — программа, ориентированная на предпрофессиональную подготовку учащихся в области гуманитарного образования. В мастерской они получают практические умения в области коммуникации, цифровых технологий и работы в информационном пространстве.
Победителем в номинации от Ultimate Education стал проект VR Supersonic. Это платформа для тренировки коммуникативных навыков в виртуальной среде. Её можно использовать как в компаниях, чтобы ускорить адаптацию новых сотрудников, увеличить продажи или повысить качество клиентского сервиса, так и в образовательных учреждениях для повышения качества образовательного продукта.
В номинации от Robbo победил учебный модуль «Лазерные технологии» предметной области «Технология». Он знакомит учеников 5–7-х классов с такими технологиями, учит применять полученные знания на практике и помогает пробудить интерес к инженерным профессиям.
Дополнительные призы от Robbo получили Skillfolio и NERA.
Лидерами в номинации от Maximum Education стали:
1. Talkovo — платформа, где успешные студенты-старшекурсники могут предлагать репетиторские услуги для учащихся младших курсов.
2. «Алиса в школе».
Лучшими в номинации «Фоксфорда» признали «Экспланер» и «Рекорд».
Победители в номинации от «Виртуальной энциклопедии Altairika»:
1. «Квантополия» — изучение предпринимательства через игру в формате смены детского лагеря. В течение шести дней участники разрабатывали свои стартапы и создали прототипы продуктов для итоговой защиты перед «инвесторами». Продвигаясь по игровому полю, они покупали и прокачивали предприятия, платили налоги и аренду, получали проценты на остаток и так далее.
2. «Экспланер».
Кстати, недавно объявили итоги конкурса онлайн-курсов EdTek Award 2023.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!