Подкасты и дискуссии об образовании в феврале-2025
Собрали интересные обсуждения тем из школьной, университетской и EdTech-жизни.


Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как работает самый инновационный и «кочующий» в мире вуз
Кто: выпускница университета Minerva Рита Курбан.
Где: в подкасте «На ушко об образовании».
Про что: об опыте обучения в вузе, студенты которого каждый год учатся в разных странах.
В 2012 году бывший бизнесмен Бен Нельсон основал частное учебное заведение с уникальной инновационной моделью образования — университет Minerva. Всё обучение там проходит в онлайн-режиме, но при этом студенты проживают вместе и каждый семестр переезжают в новую локацию. Например, гостья этого подкаста Рита Курбан за время обучения побывала в Сан-Франциско, Сеуле, Хайдарабаде, Берлине, Буэнос-Айресе, Лондоне и Тайбэе. Про университет известно, что программу там стараются строить, опираясь на исследования из когнитивных наук.
В выпуске она подробно отвечает на вопросы о том, как прошла отбор в Minerva, как там проводятся занятия, чем отличается от традиционного взаимодействие с преподавателями, какая ещё команда работает с когортой студентов — и что в итоге даёт такое необычное обучение.
Как соблюсти баланс между интересным и важным в уроках
Кто: преподаватели английского языка Анна Бойко и Надежда Попова.
Где: в подкасте «Тичер.FM».
Про что: какие элементы урока помогают заинтересовать учеников и как не переборщить с развлечениями.
Как обычно в этом подкасте, рекомендации и примеры ведущих напрямую относятся к преподаванию языков. Но большинство идей вполне можно перенести и в другие дисциплины, и не только в индивидуальные занятия, но и в большие классы и группы.
Тема выпуска — всё то интересное, что делает уроки увлекательными. С точки зрения ведущих, это может быть и что-то весёлое, развлекательное — и, наоборот, сложное, вызовы способностям и знаниям ученика. Кроме просто развлекательных активностей, ведущие советуют добавлять в уроки простые задания для создания ситуаций успеха. Но вместе с тем — помнить об обязательных рутинных элементах, работающих из урока в урок на результаты ученика.
Как по науке измерить результаты обучения
Кто: доктор наук об образовании, российский и международный эксперт в области EdTech, ex-главный психометрик и действующий научный консультант «Яндекс Практикума» Дмитрий Аббакумов.
Где: в эфире Лаборатории онлайн-обучения Михаила Осипова, образовательного методолога.
Про что: что такое психометрика и зачем она образованию.
В этом диалоге эксперт по психометрике Дмитрий Аббакумов коротко рассказывает об истоках этой науки и о её современном состоянии. Например, он разделяет психометрику тестирования и психометрику обучения — вторую интересует не только образовательный результат, но и данные о том, как студент учился в течение курса.
Основная часть эфира посвящена тому, как научные методы позволяют измерять изменения в знаниях и навыках и как полученные выводы могут повлиять на то, как проектируются и проводятся курсы. Спикер отвечает на ключевые вопросы об измерениях в EdTech: всё ли в образовательном продукте можно измерить, насколько достоверны традиционные метрики, какие есть новые разработки (в том числе так называемые «суперметрики)» и сложно ли внедрить их в своём проекте. Примеры, которые приводит Дмитрий Аббакумов, основаны на практическом опыте, в том числе из работы «Яндекс Практикума».
Для чего iSpring развивает частный вуз, а теперь и школу
Кто: предприниматель Юрий Усков.
Где: в интервью вице-спикеру Госдумы Владиславу Даванкову.
Про что: о взглядах на цели образования вообще и о планах развития Института iSpring и не только.
Громкой новостью в феврале стало задержание и последующее освобождение основателя EdTech-компании iSpring Юрия Ускова в Йошкар-Оле по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере. Обвинение связано не с образовательными услугами iSpring, а с покупкой в 2013 году участка под строительство IT-деревни, и предприниматель считает обвинения надуманными. Однако из-за этой истории компания оказалась в центре внимания.
Одним из первых в защиту Юрия Ускова выступил депутат Владислав Даванков. На его странице во «ВКонтакте» появился видеоподкаст со снятым несколькими неделями ранее интервью с предпринимателем.
В получасовом диалоге Юрий Усков рассказывает, почему компания iSpring занялась проектами частного института (а теперь открывает и среднюю школу), делится своими взглядами на роль образования в целом и мнением о том, чему плохо учат в большинстве современных школ и вузов. Например, он считает, что одна из важных проблем в том, что в школах слабо развивают «гуманитарные» — хотя по описанию скорее аналитические и социальные — навыки. Среди других тем — то, оправдан ли хайп вокруг генеративного ИИ (Юрий Усков считает его переоценённым), и планы Института iSpring на будущее.

Читайте также:
Каким должно быть качественное инженерное образование
Кто: член-корреспондент Российской академии образования Елена Врублевская и заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Светлана Генисаретская.
Где: в «Инженерном подкасте» НИЯУ МИФИ.
Про что: чему обязательно надо учить будущих инженеров в вузе и как к этому готовит школа.
В этом выпуске тоже затронули тему о том, почему общественные и гуманитарные дисциплины — не пустая трата времени, а необходимая составляющая подготовки, в том числе по технологическим профессиям.
Эксперты обсуждают историю инженерного образования в Российской империи и СССР, современные проблемы школы и то, как за последние годы изменились уровень навыков и психологические профили первокурсников. А ещё рассказывают об основах возрастной психологии — о формировании и развитии мышления от дошкольных лет до среднего и пожилого возраста.
Как родилась и работает методика «тренерского» обучения программированию
Кто: основатель и руководитель онлайн-школы «Айтигенио» Богдан Грицовец.
Где: в подкасте «Лучше, чем мы».
Про что: о профессиональном пути основателя и принципах, которые позволяют школе развиваться в высококонкурентной нише.
В первой половине этого подкаста гость и ведущий, предприниматель Василий Сикорский, обсуждают, как сформировались профессиональные интересы основателя онлайн-школы «Айтигенио». Хотя речь о частном случае, заодно поднимаются многие общие важные темы. Например, возможно ли на одинаково высоком уровне развить технические, социальные и предпринимательские навыки? Даётся ли это от природы или даже тем, кому на первый взгляд легко сочетать несочетаемое, приходится с усилием натаскивать себя в каких-то отдельных аспектах? Заодно можно узнать некоторые любопытные детали о том, как работает система распределения выпускников вузов в Беларуси (у нас, напомним, идут разговоры о её возвращении).
Вторая большая часть выпуска — обсуждение модели школы «Айтигенио», где вместо преподавателей тренеры, а ученики занимаются индивидуальными проектами по программированию, дизайну и другим направлениям, находясь при этом в группах. Гость объясняет, как появилась такая методика, почему на её основе пока не получается запустить обучение основным школьным предметам и кому из учителей проще, а кому сложнее по ней работать.
Как школе по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ нарастить прибыль
Кто: основатель школы Centrium Аташ Ширмомедов и EdTech-эксперты Михаил Мордасов (Smart Course) и Денис Сметнёв (uForce, ранее Skyeng).
Где: на конференции EdTech Expo.
Про что: разбор маркетинговых стратегий образовательного проекта.
В блогах про EdTech появился относительно новый жанр: обсуждение показателей и направлений развития отдельной компании. Полезно послушать тем, кто работает в схожих сегментах или только планирует в них зайти. Школа Centrium работает в высококонкурентной нише занятий по школьным предметам, прежде всего по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и отличается от самых крупных игроков в этой сфере тем, что предлагает не вебинары, а индивидуальные занятия один на один.
В разборе эксперты расспрашивают основателя о текущей экономике проекта и делают прогнозы насчёт того, можно ли существенно нарастить прибыль, сохраняя действующую модель. Они обращают внимание на слабые места в привлечении и удержании клиентов и дают рекомендации на опыте схожих проектов: в какие ещё ниши можно пойти, какие маркетинговые каналы стоит развивать.
Как устроена школа дубляжа и речи
Кто: владелец и один из основателей сети школ озвучки и дубляжа «Вголос» Даниил Крюков.
Где: в подкасте о франшизах «Не на готовенькое».
Про что: о развитии сети школ и об особенностях обучения творческим профессиям.
Этот выпуск тоже может быть интересен основателям своих образовательных проектов. Первая часть этого подкаста посвящена тому, как сеть школ озвучки устроена с точки зрения бизнеса — что потребовалось для открытия первой школы, как основатели привлекли первых студентов, в каких городах можно запустить такой проект, а где он, скорее всего, прогорит.
Во второй половине выпуска больше образовательных тем — о том, как привлечь на работу в такую школу профессиональных актёров (и каково с ними работать), как добиться того, чтобы пробное занятие в школе создавало «вау-эффект», где выпускники находят работу и так далее.
Почему стоит быть преподавателем вуза
Кто: социолог и экономист, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Где: выступление в рамках проекта Teach for HSE (доступно только на YouTube).
Про что: чем интересна и полезна работа преподавателя.
Это выступление Вадима Радаева, автора книги «Преподавание в кризисе», для начинающих преподавателей НИУ ВШЭ — на личном опыте он перечисляет плюсы преподавания, от творческой свободы до навыка контролировать свою речь и поведение.
По словам Вадима Радаева, для него преподавание никогда не было основной деятельностью, в любой момент от него можно было бы отказаться — тем не менее он занимается этим уже 40 лет. Он поделился, какие моменты в работе для него особенно важны, что в ней помогает оставаться в тонусе и что изменилось в профессии в последние годы.

Читайте также:
Как проводить эксперименты в онлайн-образовании и маркетинге образовательных продуктов
Кто: CPO платформы курсов по созданию продуктов GoPractice Inc. Наталия Воробьёва.
Где: на мероприятии School of Education.
Про что: какими бывают продуктовые эксперименты и как их проводить в образовательных проектах.
Этот полуторачасовой эфир вышел ещё в конце прошлого года, но он точно стоит внимания тех, кто работает в онлайн-образовании. Спикер в деталях рассказывает о том, из чего строится цикл продуктового эксперимента.
Наталия Воробьёва отмечает, что большинству EdTech-компаний стоит сосредоточиться на масштабных экспериментах, тестировать основу своего бизнеса — ценностное предложение продукта, методы привлечения аудитории. Небольшие изменения на лендингах или в курсах имеет смысл тестировать только компаниям-гигантам. В презентации предложено несколько фреймворков отбора гипотез для проверки, а в финальной части — список потенциальных экспериментов, которые полезно провести в разных EdTech-компаниях.
Почему развитие ИИ — не повод перестать учиться
Кто: Андрей Комиссаров, директор по ИИ «СберУниверситета», представитель Альянса искусственного интеллекта.
Где: в подкасте Tech Week.
Про что: о перспективах развития нейросетей для образования и рынка труда.
Это интервью Андрея Комиссарова, известного по многочисленным проектам цифровизации образования (например, разработкой ИИ-тьютора для школьников), по большей части посвящено тому, как работают генеративные нейросети, почему они галлюцинируют, какие у них есть ограничения и странные особенности. Например, некоторые чат-боты выдают более полные ответы, если пообещать им заплатить, причём качество генерации контента растёт вместе с обещанными суммами. Андрей объясняет, почему обучение нейросетей создаёт такие эффекты, и даёт свой прогноз по тому, как, скорее всего, разработчики будут их развивать.
В заключительной части подробнее обсуждается влияние генеративного ИИ на профессии и на образование. С точки зрения Андрея Комиссарова, главное в мире ИИ для людей — не терять сложность навыков, сохранять глубину понимания и возможности мышления хотя бы на уровне искусственных нейросетей. Многие трудовые функции перейдут от человека к машинам, но новые профессии тоже возникнут — ведь людям свойственно искать разнообразия и человеческого контакта. Не исчезнет, считает эксперт, и учительская профессия: ИИ-тьюторы уже могут многое, но педагогически запущенные дети просто их не включат.
Сколько у нас видов памяти и существует ли всё-таки математическая тревожность
Кто: доктор психологических наук Владимир Спиридонов.
Где: в Kuji Podcast.
Про что: чем психология как наука отличается от популярных представлений о ней и как применить знания об ошибках ума в учёбе и в жизни.
Выпуск посвящён известным психологическим феноменам, открытым психологами XX века: эффектам свидетеля, Даннинга — Крюгера, ложным воспоминаниям и так далее, а также тому, насколько результаты этих исследований подтверждаются в современных повторных экспериментах. Напрямую об обучении речь не идёт, но эксперт описывает ряд научных выводов о том, как человек мыслит и почему так сложно объяснить последовательность своих рассуждений (и научить этому).
В заключительной части Владимир Спиридонов рассказывает о представлениях науки о том, из каких частей состоит память (спойлер — не только из кратко- и долговременной) и что влияет на формирование и сохранение воспоминаний. А ещё обсуждается, что именно — только способности или ещё и проблемы с тревожностью — влияет на успехи школьников в математике.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее