Подборка EdTech-инструментов, полных аналогов которым пока нет на российском рынке
Изучили список финалистов премии EdTech Awards 2021 и выбрали интересные проекты, которые могли бы вдохновить российских разработчиков.
Международная премия EdTech Awards уже 11-й год подряд присуждается компаниям за выдающийся вклад в развитие образовательных технологий. В этом году финалистами стали почти 900 проектов из разных стран. Участники оценивались по таким критериям, как эффективность и результаты, педагогическая работоспособность, качество клиентской поддержки, ясность образовательного контента, его ценность и потенциал.
Мы изучили список награждённых образовательных проектов и выбрали шесть наиболее интересных, полных аналогов которым пока нет в России, — а жаль, они были бы очень полезны.
Math Games: математика в играх
Сайт с интерактивными математическими онлайн-играми для детей — начиная с ясельного возраста и до восьмого класса. Каждая игра направлена на тренировку определённых навыков: арифметических операций, перевода единиц измерения, решения уравнений и так далее. Игры не требуют скачивания и поддерживаются на телефонах и планшетах. Помимо игр на сайте есть специальные рабочие листы — можно распечатать их и заниматься математикой офлайн — и объясняющие видеоуроки. Всего на Math Games представлено более 1 200 способов учить математику.
Math Games интегрируется в такие сервисы, как Google Classrooms, Edmodo или Office 365. Учитель может с его помощью потренировать у детей конкретные навыки. Причём каждая игра или другое учебное задание согласованы со стандартами оценивания. То есть дети тренируют именно те навыки, за которые им в школе будет выставляться оценка.
В чём фишка: платформа позволяет учителю создавать новые задания, следить за прогрессом каждого ученика и индивидуализировать уровень сложности в зависимости от успехов.
Xello: детская профориентация всерьёз
Xello — это профориентационная платформа для школьников, от учеников «началки» до тинейджеров. Её функционал позволяет им под присмотром преподавателей и родителей строить дорожную карту для выбора профессии и колледжа, поступления и построения будущей карьеры. Параллельно дети развивают софт-скиллы, которые ценят работодатели.
Школьники проходят здесь тесты на определение собственных профессиональных интересов. Затем изучают информацию о вузах и профессиях, выбирают подходящие варианты c учётом их склонностей и начинают развивать необходимые навыки с помощью встроенных в программу уроков (даже учатся проходить собеседования). Все навыки разделены на шесть категорий: коммуникации и командная работа, лидерство, личные навыки (такие как критическое самопознание, абстрактное мышление, умение планировать), креативность, информация и анализ, технические навыки.
Платформа помогает школам выстраивать индивидуальный трек образования для учащихся. Её инструменты для планирования курсов поддерживают стремление учеников к высшему образованию. Они могут связать далёкие цели со своим текущим образованием и благодаря этому получают мотивацию к учёбе. Учителя при этом видят интересы, сильные стороны, успехи и потребности учеников в отчётах и могут индивидуально направлять каждого.
Платформа оптимизирована для мобильных устройств, планшетов и настольных компьютеров.
В чём фишка: в объединении профориентации с выбором вузов и тренировкой нужных гибких навыков. Детям крайне сложно самостоятельно выбрать профессиональный путь, потому что у них нет понимания, что в реальности представляет собой работа по той или иной специальности и подходит ли она им. Родители не всегда могут с этим помочь, потому что чаще всего владеют информацией лишь о своей собственной профессии, к тому же сейчас появилось много новых, незнакомых им специальностей.
SMART Learning Suite: увлекательное гибридное обучение
Программное обеспечение SMART Learning Suite используется для гибридного обучения в школах. С его помощью учителя проводят интерактивные уроки как в классе, так и удалённо, видя работу каждого учащегося на приборной панели. Дети могут также вернуться к уроку в любой момент в свободное время с личных планшетов или других устройств.
Педагоги могут импортировать сюда уже имеющийся урок (например, из Google Drive или Microsoft Teams) или создать непосредственно в SMART Learning Suite новый, используя разные инструменты — запись учебного видео, готовые задания, игры, опросы, рабочие пространства для совместных занятий класса, оценку работ учащихся в режиме реального времени. При импорте готового контента удобно то, что система распознаёт разные форматы файлов — презентации PowerPoint и PDF, Google Workspace for Education и другие.
В чём фишка: дело не только в широком наборе функций для проведения увлекательного онлайн-занятия, но и в том, что платформа позволяет учителям применять формирующее оценивание. После того как ученик выполнил задание, учитель может в режиме онлайн дать ему обратную связь в виде рисунка или текста, выделив наиболее удачные ответы.
NetSupport School: полный онлайн-контроль на дистанте
Многофункциональное программное решение для управления классами и совместных занятий, а по сути — полноценная виртуальная среда для организации обучения в режиме реального времени. NetSupport School можно использовать как для удалёнки, максимально приближенной к живому взаимодействию в классе, так и для уроков, которые проходят офлайн, избегая при этом близкой дистанции, что очень важно во время пандемии. Учителю не нужно ходить по рядам, заглядывая в компьютер каждого ученика, — он видит все экраны на своём мониторе, и учащиеся тоже могут совместно работать друг с другом на расстоянии.
Кстати, это техническое решение отлично подходит не только для школ, но и для корпоративного обучения.
Здесь множество инструментов для совместной работы — например, учитель может показать всей группе не только свой экран (чтобы продемонстрировать, как что-то делать), но и экран кого-то из учащихся (например, кто лучше всех справился с заданием). Можно нарисовать или записать что-то на виртуальной доске и дать ученикам возможность дополнять это своими записями. Можно подключиться к экрану любого ученика, чтобы исправить его действия или помочь выполнить задание. А ещё здесь, как и в SMART Learning Suite, есть возможности для формирующего оценивания.
В чём фишка: учитель получает права удалённого администрирования компьютеров учащихся. В том числе можно ограничить им использование интернета только одобренными сайтами и приложениями, дистанционно запускать или закрывать онлайн-ресурсы, записывать их историю использования интернета и даже контролировать, что они набирают на клавиатуре. Это позволяет убедиться в том, что учащиеся не отвлекаются от занятия, и, главное, — обеспечивает кибербезопасность во время онлайн-урока.
FeedbackFruits: активное и перевёрнутое онлайн-обучение
Это набор инструментов для преподавателей, который позволяет организовать активную групповую работу и создать такой онлайн-курс, который по-настоящему вовлечёт студентов в обучение. Все сервисы FeedbackFruits интегрируются с самыми популярными LMS — Moodle, Canvas, Microsoft Teams, Blackboard.
Предлагается 11 сервисов, и по своим функциям они делятся на группы: для взаимного обучения (чтобы студенты могли проверять друг друга и тем самым лучше разбираться в материале), для лучшей самостоятельной подготовки студентов, для их вовлечения в процесс и для онлайн-обсуждения.
Например, такие сервисы, как интерактивное видео, интерактивный документ и интерактивная презентация, ориентированы на «перевёрнутое обучение» — то есть стимулируют студентов самостоятельно углубляться в изучение материала, чтобы прийти на групповое занятие уже теоретически подготовленными. У них не получится пробежаться по тексту вскользь, просмотреть презентацию вполглаза и прослушать запись лекции вполуха, одновременно листая соцсети или занимаясь чем-то ещё, — встроенные задания заставят шевелить мозгами и отвечать на вопросы прямо в процессе, а значит, придётся отключить все отвлекающие факторы.
А сервис автоматической обратной связи (основанный на искусственном интеллекте плагин LMS) позволяет преподавателю настроить нужные критерии для автопроверки академического письма. Выглядит это так: студент загружает письменную работу и в режиме реального времени (до того, как он отправит работу преподавателю) получает автоматические подсказки, что стоило бы исправить (например, объём текста недотягивает до минимума, недостаточно ссылок на источники или они неправильно оформлены, не раскрыты аббревиатуры).
В чём фишка: как заявляют сами разработчики, сервисы фактически вынуждают студентов учиться эффективно, даже когда у тех нет такого настроя. Они просто не могут оставаться пассивными потребителями контента и тихо отсиживаться по ту сторону экрана.
EssayJack: обучение академическому письму
Это веб-приложение, разработанное двумя профессорами, облегчает старшеклассникам и студентам процесс написания академических эссе на английском языке.
В основе — «умные» шаблоны со специальными текстовыми полями для каждого подраздела, от введения до заключения. Есть множество шаблонов для разных видов эссе: аргументативных, пояснительных, описательных и повествовательных. В процессе написания включаются советы и подсказки, подбираются вводные слова. Есть поясняющие видеоинструкции. Всё это помогает студентам избавиться от страха перед чистым листом (не прокрастинировать) и подталкивает к тому, чтобы последовательно и вдумчиво работать над текстом, выбирая наиболее удачные варианты подсказок, чтобы лучше донести свои мысли. Причём подсказки касаются не только структуры, но и содержания.
Приложение могут использовать и преподаватели, чтобы с его помощью (в том числе настраивая собственные шаблоны) обучать студентов написанию эссе. Для преподавателей доступны функции оценивания и создания курса для письменных заданий. Приложение встраивается в LMS.
В чём фишка: EssayJack базируется на принципе академической честности. Иными словами, приложение не пишет эссе за пользователя, а тренирует его делать это правильно. Оно помогает учащимся улучшать свои оценки за эссе не обманным путём, а постепенно улучшает их навык письма. Подход базируется на педагогических концепциях скаффолдинга и чанкинга.