Учёные из НИУ ВШЭ подготовили аналитический доклад, в котором сегмент школьного образования рассмотрен в контексте указа президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также федеральных проектов нацпроекта «Образование».
В докладе проанализировали состояние материально-технической базы школ, уровень квалификации учителей и вовлечённость учащихся в дополнительное образование, а также осветили проблему образовательного неравенства.
Базой для исследования послужили результаты опросов учителей и родителей в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Помимо этого, в нём приводятся данные федерального статистического наблюдения (ФСН) от Минпросвещения.
Насколько компетентны российские учителя
По данным исследования, компетентность учителей — второй по важности критерий, на который родители обращают внимание при выборе школы. Например, психологический климат в образовательной организации имеет меньшее значение.
При этом, по мнению почти каждого шестого родителя, педагоги подготовлены недостаточно хорошо. Самая высокая доля таких — среди родителей, чьи дети учатся в 8–9-х классах (18,4%). Меньше всего недовольных — среди родителей младшеклассников.
При ответе на вопрос «Что ухудшилось за последние три года в условиях для обучения вашего ребёнка в этой школе?» чаще всего говорят про качество образования (его выбрали 21,4% опрошенных в городских школах и 13,8% — в сельских).
Какова ситуация с дефицитом учителей: есть ли он?
На начало 2021/2022 учебного года общая численность работников общеобразовательных организаций, включая совместителей, составила почти 2,3 млн человек. 61% респондентов работают в городских школах, а остальные — в сельских.
Сотрудники частных школ составляют лишь 1,6% от общей численности работников школ.
В докладе подчёркивается, что дефицит педагогических кадров продолжает расти от года к году. Правда, доля незакрытых вакансий (она указана по данным Минпросвещения России) не кажется высокой: в 2021 году не хватало 2,17% работников школ, из них лишь 1,29% — именно учителей. В 2020 году соответствующие показатели составили 1,8 и 1,03%.
При этом в городских школах в 2021 году не хватало 1,28% учителей, а в сельских — 1,32%. Речь об учителях иностранных языков (в первую очередь английского), русского языка и литературы, начальных классов и математики. Это объясняется более высокой долей этих предметов в программе общего образования.
Нехватка кадров усугубляется и их текучкой. В среднем по стране своё рабочее место в 2020/2021 учебном году покинул почти каждый девятый учитель. Чаще всего увольнялись преподаватели иностранных языков, физики, ОБЖ и информатики.
В то же время растёт число школьников, наполняемость классов, а вместе с этим — и загруженность педагогов. На начало прошлого учебного года в городских школах количество детей в одном классе в среднем составило 26,8, в сельских — 14.
По данным статистики видно, что доля учителей старше 55 лет от года к году растёт: в 2021-м она составила 26,4%, а в 2010-м — всего 18%. А вот доля молодых педагогов (до 35 лет) все эти годы остаётся практически неизменной — на уровне 22–23%. Это подтверждает проблему, о которой давно и много говорится: выпускники педвузов не идут работать в школу, а если и приходят туда, то не остаются там надолго. Происходит старение кадров.
Кстати, известно, что по сравнению с 2021 годом в 2022-м в полтора раза выросло число заявлений в педагогические вузы. В Министерстве просвещения это связывают с популяризацией педагогического образования. Но вот пойдут ли потом выпускники работать в школы — большой вопрос.
Какие проблемы видят сами учителя
Учителя плохо оценивают своё положение в обществе — 76,2% считают, что оно ухудшилось. Кроме того, у них стало меньше возможности путешествовать, отдыхать и уделять время семье. Помимо этого, многие респонденты отметили, что теряют мотивацию и интерес к работе.
Тем не менее учителя видят и позитивные изменения. Например, они отметили, что теперь есть больше возможности использовать современное оборудование и сервисы, осваивать новые образовательные технологии и методики, а также повышать квалификацию.
Отмечается, что об улучшениях чаще говорили учителя из сельской местности, а об ухудшениях — из столицы и других больших городов.
Кстати, недавний опрос ВЦИОМ показал, что те, кто не работает в сфере образования, относятся к профессии педагога чуть лучше, чем её представители. Сами учителя оценивают престиж своей специальности на троечку, а доходы — на двойку.
Какое образование у школьных педагогов
Доля учителей с высшим образованием в начале 2021/2022 учебного года составила 86,8%. Отмечается, что в городских образовательных организациях наблюдается большая доля учителей с высшим образованием, чем в сельских: 89,6 против 81,8%.
Высшую квалификацию имеет каждый третий учитель (33,1%). В городских школах этот показатель также выше, чем в сельских (38 против 24,3%). Первая квалификационная категория есть у 31,3% учителей.
Что касается школьных руководителей, то доля тех из них, у кого есть высшее образование, в начале прошлого учебного года составила 94,1%, при этом педагогическое образование имеют только 78,9%. Тем не менее оно чаще встречается у руководителей школ в сельской местности, чем в городах (83,5 против 75,8%). Однако разница долей с высшим образованием любого профиля незначительна (93,1% в сёлах против 94,8% в городах).
Согласно данным ФСН, высшая квалификационная категория есть у 18,4% руководящих работников школ, а первая — у 11,8%.
Что известно о повышении квалификации учителей
Авторы доклада напомнили, что повышение квалификации сотрудников школ в последние годы находится в фокусе всех национальных проектов и программ развития образования. Кроме того, регулярное повышение профессионального уровня — одна из обязанностей учителя.
По данным ФСН на начало прошлого учебного года, 77,9% педагогических работников прошли повышение квалификации или профпереподготовку в течение трёх предыдущих лет. Конкретно среди учителей эта доля чуть меньше — 74,3%. Среди школьных руководителей доля прошедших повышение квалификации за тот же период ниже — 69,5%, а среди именно директоров — 79%.
Отмечается, что показатели могут сильно отличаться в зависимости от регионов. Например, хуже всего обстоят дела с повышением квалификации у педагогов из таких республик, как Северная Осетия — Алания (за три года обучались 42%), Ингушетия (42,1%) и Дагестан (42,8%). А лидерами оказались учителя из Тюменской и Омской областей (95,7 и 97,2%), а также Ненецкого автономного округа (99,8%).
Чаще всего учителя участвуют в мероприятиях по профразвитию для изучения современных методов преподавания, получения более глубоких знаний в своей предметной области и развития навыков работы в дистанционном режиме.
Реже всего педагоги стремятся узнать, каковы методики работы в поликультурной среде, приобрести навыки взаимодействия с семьями учеников, а также научиться создавать бесконфликтную комфортную среду в детском коллективе.
Говоря о препятствиях, мешающих повысить квалификацию, учителя чаще всего говорили о графике работы, отсутствии мотивации участвовать в таких программах, нехватке времени из-за выполнения семейных обязанностей и дороговизне обучения. Только 25,7% заявили, что их профессиональному развитию ничего не мешает.