Почему проваливаются программы корпоративного обучения: 15 типичных ошибок
Чек-лист, который поможет вовремя что-то исправить в вашем плане.
Каждому начинающему (а порой и опытному) проектировщику корпоративных образовательных программ знакомо разочарование: вы позвали в тренеры звёздного эксперта, придумали вроде бы хорошую программу, но увы — эффекта нет, а сотрудники и заказчик обучением недовольны. Или сотрудники в восторге от харизматичного тренера, но в их работе ничего не изменилось к лучшему. Почему так получается?
Причин может быть довольно много. Недавно я поделилась пошаговой инструкцией, как спроектировать программу корпоративного обучения, чтобы она принесла нужный результат, а не оказалась напрасной тратой времени и денег. Здесь я собрала краткий список типичных ошибок, которые чаще всего допускаются при проектировании обучения. Если знать, как делать точно не надо, легче избежать таких же ошибок в своей практике.
Ошибка №1
Двигаться не от целей и проблем, а от готовых указаний заказчика («Научите менеджеров по продажам технике Н», «Организуйте сотрудникам тренинг по использованию СИЗ»). Заказчик может ошибаться, это нормально. Чтобы определять возможный результат и способ его достижения, и нужен проектировщик программы.
Ошибка №2
Не конкретизировать цели, определять их в слишком общем виде. От такого обучения не будет эффекта либо его невозможно будет измерить.
Ошибка №3
Ставить слишком много целей для одной обучающей программы. Она окажется перегруженной, и результат будет только на уровне узнавания знакомого материала. Но этого недостаточно, если вам нужно, чтобы участники обучения применяли знания на практике.
Ошибка №4
Не выяснять причины неэффективного поведения сотрудников, которое необходимо изменить в результате обучения. Есть вероятность, что причина вовсе не в неопытности сотрудников и не в том, что они чего-то не знают, а, например, в неудачной организации рабочих процессов. Обучение не решит проблему, которая осталась незамеченной.
Ошибка №5
Не конкретизировать поведение, которому должны научиться сотрудники. Нет конкретизации — нет чётких целей. Нет чётких целей — нет и результатов.
Ошибка №6
Обойтись без предварительных исследований. Целевая аудитория обучения, цели и контекст, определённые наугад или на глазок, могут оказаться ошибочными.
Ошибка №7
Начать с составления плана формирования знаний. Тогда на формирование умений в программе останется слишком мало места.
Ошибка №8
Пойти на поводу у звёздного тренера: «Мне не нужны ваши исследования — у меня готовый универсальный курс, я профессионал и сам знаю, как его адаптировать для вас». Для конкретной ситуации универсальный курс часто не подходит.
Ошибка № 9
Собирать программу, отталкиваясь от тем, которые сейчас в моде на рынке корпоративного обучения, не выясняя, что конкретно нужно именно в вашем случае.
Ошибка №10
В теоретической части обучающей программы обойтись лекциями без заданий — так новое знание не формируется.
Ошибка №11
Включить в практическую часть программы только задания на отработку правильного поведения, но не предусмотреть активности, в которых обучающиеся сделают ошибки. Именно ошибки лучше всего помогают разобраться «как надо».
Ошибка №12
Построить программу обучения без учёта рабочего контекста целевой аудитории. Тогда сотрудники не узнают в учебных задачах свою реальность и легко обесценят обучение («Зачем мне это? Это не про меня!»)
Ошибка №13
Для изменения установок участников обучения использовать только убеждающие лекции. Без переживания нового опыта и его рефлексии новые установки не сформируются.
Ошибка №14
Большую часть времени отдавать формированию знаний, а на формирование умений выделять оставшееся. Если участники не научатся использовать новое, на рабочем месте ничего не изменится. На формирование умений необходимо больше времени, чем на формирование знаний.
Ошибка №15
Не продумывать план интеграции новых знаний и нового опыта в реальную работу. Если не стимулировать сотрудников использовать то, чему они научились, в работе, не помогать им, то их привычные рабочие алгоритмы не изменятся.
Это лишь часть типичных ошибок — конечно, бывают и другие. А можно ли свести к коротким правилам все тонкости большой инструкции по разработке обучающих программ? Да! Можно даже сформулировать всего одно основополагающее правило, из которого следуют более детальные советы: разрабатывая программу, важно двигаться от чёткого понимания необходимого результата и целевой аудитории.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс