Почему высшее онлайн-образование на самом деле — не для всех
Этот сегмент рынка считается перспективным, но у программ высшего образования онлайн-формата ограниченная целевая аудитория.
Иллюстрация: Wirestock / Уanalya / Freepik / Annie для Skillbolx Media
Алексей Дворецкий
Программный директор школы IT-профессий Skillfactory
Немного статистики: как высшее образование переходит в онлайн
Один из драйверов роста отечественного рынка EdTech — высшее онлайн-образование: всё больше россиян делают выбор в пользу такого обучения. Согласно данным Содружества онлайн-высшего образования (СОВО) из исследования «Аналитика рынка высшего онлайн-образования (EdTech + вузы)», по итогам 2023 года общая выручка сегмента высшего онлайн-образования выросла на 131% по сравнению с 2022 годом и составила 3,3 миллиарда рублей.
Согласно тому же исследованию, больше половины рынка высшего онлайн-образования (65%) составляют программы, которые университеты запускают и реализуют совместно с EdTech-компаниями. Пионером этого направления в 2020 году стала онлайн-магистратура по Data Science от Skillfactory и НИТУ МИСиС. С тех пор выручка таких программ увеличилась в 18 раз: если в 2020 году она составила 34,8 млн рублей, то в 2023-м достигла 631 миллиона рублей.
Большинство студентов (85%) поступили в 2023 году в дистанционную магистратуру, и ещё 15% выбрали бакалавриат. Популярность второй ступени высшего онлайн-образования — магистратуры — связана с особенностями аудитории таких программ: это в основном взрослые люди, которые ищут возможность совмещать обучение с работой. Часто это уже состоявшиеся специалисты, их цель в обучении — дополнить свой профессиональный скиллсет, уйти в смежные профессии.
Лидером по количеству онлайн-первокурсников среди вузов в 2023 году, согласно вышеназванному исследованию, стал НИУ ВШЭ (напомним, там в прошлом году запустили онлайн-кампус). На втором месте — Университет ИТМО, на третьем — МФТИ. Среди EdTech-компаний лидирует Skillfactory. В первую тройку также входят Skillbox и «Нетология».
Наиболее популярна среди студентов сфера ИТ-технологий: это управление цифровыми продуктами, информационная и кибербезопасность, машинное обучение и Data Science.
Почему высшее онлайн стало привлекательным
Рост выручки сегмента высшего онлайн-образования связан, с одной стороны, с увеличением числа обучающихся на этих программах: в прошлом году в России на них были зачислены 3539 человек, это на 26% больше, чем в 2022 году. А с другой стороны — такие программы представляют интерес для вузов.
Эксперты из McKinsey полагают, что доля онлайн-сегмента в высшем образовании и число обучающихся на дистанционных программах будет расти во всём мире, потому что такой формат имеет ряд преимуществ.
В чём преимущества для студентов:
- Гибкость. Онлайн-формат позволяет студентам совмещать дистанционную учёбу со своим основным видом деятельности, подстраивая учебный процесс под своё расписание — просматривать видеолекции и выполнять задания в удобное время. Как уже было отмечено выше, это очень важный аспект с учётом специфики целевой аудитории онлайн-программ высшего образования: можно получить диплом без отрыва от работы.
- Доступность. Дистанционный формат даёт возможность учиться в ведущих вузах страны из любого региона и из-за рубежа. Так, по данным НИУ ВШЭ, в 2023 году к онлайн-кампусу присоединились жители 66 регионов РФ и 11 стран мира, в том числе Китая, США, Перу, Гаити, Мексики, Молдовы, Греции, Турции.
- Преподаватели-практики. На дистанционных программах высшего образования преподают не только академические преподаватели из науки, но и практикующие эксперты. У EdTech-компаний больше, чем у вузов, возможностей нанимать таких специалистов и достойно оплачивать их работу.
- Универсальность. Программа магистратуры даёт как прикладные, сугубо практические навыки (так называемые хард-скиллы), так и фундаментальные знания, которые расширяют спектр доступных вакансий и дают возможность продолжить академическое образование.
- Дружелюбный клиентский сервис. Поддержка студентов на таких программах, как правило, состоит из двух линий: организационная и экспертная. Учащийся получает экспертизу от менторов, преподавателей университета, авторского коллектива курсов и партнёров. А координаторы помогают студентам не терять мотивацию, держать темп и своевременно осваивать материалы программы.
- Гибкие навыки. В современном мире необязательно сидеть в офисе — многие команды, особенно в сфере IT, работают удалённо из разных точек мира. Участие в таких распределённых командах имеет свои особенности, и обучение в онлайн-среде готовит студентов к работе в них. Они учатся взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями дистанционно и эффективно планировать своё время.
Преимущество для вузов состоит в расширении целевой аудитории: онлайн-формат позволяет привлекать в магистратуру и бакалавриат студентов со всей России, в том числе тех, кто не решился бы на переезд, если бы речь шла о традиционном обучении в кампусе.
При этом, если у вуза не слишком продвинутая система для дистанционного обучения (LMS, или СДО, как её ещё называют), восполнить этот недостаток позволяет партнёрство с крупными EdTech-компаниями, поскольку те обладают развитыми платформами и экспертностью в области организации дистанционного обучения.
Почему онлайн-образование подходит не всем
Дистанционный формат обучения выбирают, как правило, осознанно, видя в нём описанные выше преимущества. Но подходит этот формат не всем. Часто ожидания студентов не совпадают с реальностью, что может привести к отчислению. Даже в традиционных офлайновых программах высшего образования в топовых престижных вузах, куда стремятся наиболее мотивированные абитуриенты, от 20 до 25 процентов из них не доходят до конца обучения.
На онлайн-программах процент отсева обычно чуть выше (по нашему опыту — в среднем порядка 30%). Конечно, причины отсева бывают разными — например, у людей меняются обстоятельства во время учёбы или происходит отчисление из-за неуспеваемости. Но есть и такой фактор: для любой учёбы онлайн, особенно на долгой дистанции, как в высшем образовании, нужны и сильная мотивация, и навыки саморегуляции, то есть умение самостоятельно организовывать и контролировать свой учебный процесс. А обладают этими навыками даже среди взрослых людей, к сожалению, немногие.
Препятствием для эффективного обучения по программам высшего онлайн-образования, по нашим наблюдениям, обычно становятся следующие факторы:
- Трудности с соблюдением учебной дисциплины. Существует стереотип, что онлайн-программы предполагают отсутствие строгой учебной дисциплины и контроля за успеваемостью. Это не так. Требования к студентам ничем не отличаются от привычного офлайн-формата. На программах высшего онлайн-образования есть строгие дедлайны, которые не позволяют студенту гулять весь семестр и мотивируют выполнять задания в срок. Двоечники, как правило, отчисляются в течение первого года обучения.
- Неумение планировать время. Для того чтобы эффективно учиться в онлайн-формате, нужны сильные навыки тайм-менеджмента. Откладывать задачи на последний день не получится. Придётся либо научиться планировать свою учебную нагрузку, либо выбрать другой формат обучения.
- Отсутствие реальных целей обучения. Онлайн-формат подходит только студентам с сильной мотивацией, которые точно знают, зачем они учатся, где и как планируют применять полученные знания. Это позволяет дойти до конца программы. Однако некоторые цели, заявленные при поступлении, могут сигнализировать о низкой вероятности завершения курса. Примеры таких расплывчатых или неподходящих целей: «Хочу получить хоть какой-то диплом» (то есть учёба только ради корочки), «Родители настояли» (нет собственной мотивации), «Чтобы понять, чем хочу заниматься в будущем» (то есть пока нет ясности, интересно ли это направление), «Потому что сейчас все учатся онлайн». Таким студентам может быть сложнее поддерживать дисциплину и интерес на протяжении всего курса, что повышает риск досрочного прекращения обучения.
- Потеря вовлечённости в процессе обучения. Чтобы бороться с этим явлением, на онлайн-программах используют современные технологии, которые в том числе позволяют измерять уровень активности учеников на синхронных онлайн-занятиях и в процессе обучения на LMS-платформе, считывая такие метрики, как переключение вкладок, время нахождения на активной вкладке сервиса видеосвязи, в процессе проведения онлайн-занятия, участия в интерактивах, вопросы в чате. Кому-то такой контроль помогает втянуться в учебный процесс, но кто-то всё равно сходит с дистанции.
С учётом этих факторов на всех онлайн-магистратурах есть координаторы, задача которых — поддерживать студентов и помогать им достичь образовательных целей и не потеряться в пути. Однако важно понимать, что даже наличие кураторов и других поддерживающих мер не способно полностью заменить собственную мотивацию и самоорганизованность студента. Поэтому определённый процент отсева учащихся неизбежен и является нормальным явлением для онлайн-образования.
Для разработчиков и организаторов онлайн-программ высшего образования это означает необходимость чёткого понимания своей целевой аудитории. Неслучайно в онлайн-формате преобладают именно магистерские программы, ориентированные на более взрослую и осознанную аудиторию. Создателям таких программ следует учитывать, что их реальная целевая аудитория ограничена не только финансовыми возможностями и желанием учиться, но и способностью к самостоятельному обучению.
Идеальный кандидат для онлайн-программы высшего образования — это человек, уже имеющий опыт успешного онлайн-обучения и представление о своих образовательных целях. Таким образом, при разработке и продвижении онлайн-программ важно ориентироваться на эту специфическую аудиторию, а не на всех потенциальных студентов в целом.
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее