Почему важны занятия творчеством: «Науку изобрёл ум, сформированный искусством»
Проректор РАМ имени Гнесиных — о том, как искусство развивает наше мышление.
Фото: Halfpoint / Shutterstock
Сейчас очень часто приходится слышать о том, что образование должно быть практикоориентированным и готовить к реальным жизненным задачам. Но этот подход порождает вопрос, нужно ли изучать то, что не пригодится в будущей карьере. Зачем, к примеру, детям, которые сейчас и без того перегружены учёбой, тратить время ещё и на занятия музыкой, живописью и прочими творческими вещами, если родители не нацеливают их на карьеру в этих областях? И какая польза взрослым людям от подобных занятий?
На эти вопросы можно ответить теми аргументами, которыми поделилась проректор Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных Дина Кирнарская в дискуссии на тему «Образование будущего: секреты мотивации и вдохновения для взрослых». Она состоялась в рамках VIII конференции «СберУниверситета» «Больше чем обучение» 25 октября.
Дина Кирнарская
Заведующая кафедрой истории музыки и проректор Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных
Дина Кирнарская рассказала, что на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области культуры и искусства, которая прошла в 2010 году в Сеуле, выступающие озвучили результаты любопытного исследования: все нобелевские лауреаты на каком-то этапе своей жизни занимались искусством или имели творческое хобби.
Поясним: это исследование в 2008 году провели учёные из Мичиганского университета (США), проанализировав биографии нобелевских лауреатов с 1901 по 2005 год, членов Королевского общества и Национальной академии наук США, а также результаты опросов участников почётного общества учёных и изобретателей Sigma Xi и обычных американцев.
Выяснилось, что среди нобелевских лауреатов как минимум в два раза чаще встречается увлечение искусством, чем среди учёных, не отмеченных этой наградой, и в три раза чаще, чем среди общей популяции. Речь идёт о занятиях музыкой, фотографией, рисованием или живописью, исполнительскими видами искусства. По словам исследователей, это разбивает стереотипный образ «настоящего учёного» как человека, одержимого одной узкой областью интереса. Наоборот, судя по всему, наибольших успехов добиваются те, кто преследует множество интересов и развивается сразу в нескольких областях, как творческих, так и научных.
Как заметила Дина Кирнарская, этот факт подтверждают не только нобелевские примеры. Русский композитор, участник «Могучей кучки» Александр Бородин также известен как химик. Друживший с ним Дмитрий Менделеев тоже очень любил музыку. «Если бы они не занимались музыкой, ничего бы они не придумали в своей химии», — пошутила Дина. Но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки.
Современник Менделеева и Бородина, знаменитый врач, физиолог и патологоанатом, профессор Императорской медико-хирургической академии и автор учения об организме как о едином целом Сергей Боткин занимался игрой на виолончели. Из-за занятости Боткина преподаватель-виолончелист приходил к нему в полночь.
По словам Дины Кирнарской, тесная связь научных достижений и искусства объясняется самим процессом развития мозга. Навыки, появившиеся у людей в ходе эволюции раньше, и современный человек осваивает раньше. Правое полушарие, «где живёт креативность, воображение, обобщённое мышление, интуиция, искусство, ритм, визуализация, мелодии и мечты», по её словам, «старше» левого, где у нас логика, анализ, секвенцирование, линеарность, математика, языки, факты и компьютерное мышление.
Искусством человечество начало заниматься гораздо раньше, чем науками. По выражению спикера, «науку изобрёл ум, сформированный искусством». И по этой причине для человека естественнее сначала учиться тому, что эволюционно появилось у наших предков раньше, — то есть как раз искусству. «Искусство везде необходимо, но самое главное, мозг требует искусства», — заключила Дина.
Этот принцип воплощался в образовании аристократии прошлых веков — в первую очередь дети учились танцам, музыке, рисованию, а уже в более старшем возрасте приступали к освоению наук. И сейчас, по словам спикера, искусству уделяют особое внимание в странах, известных высоким качеством образования, таких как Финляндия и Япония. Это касается не только детского образования, но и развития сотрудников в компаниях — например, японские корпорации давно внедряют совместные занятия искусством в организационную культуру.
Также есть данные о том, что занятия музыкой буквально меняют человеческий мозг. Эту тему глубоко исследует доцент кафедры неврологии Гарвардской медицинской школы (США) Готфрид Шлауг. В 1995-м он вместе с коллегами выяснил, что у профессиональных музыкантов, которые начали учиться музыке до семи лет, объём мозолистого тела головного мозга значительно больше, чем у тех, кто музыкой не занимается. Этот участок мозга отвечает за координацию его функций и передачу информации из одного полушария в другое.
В 2015 году Шлауг предположил, что игра на музыкальных инструментах и пение могут повышать нейропластичность, то есть способность мозга создавать новые нейронные связи — она очень важна для сохранения умственных навыков и для обучения в любом возрасте. В 2021 году польские учёные провели обзор исследований на эту тему и пришли к выводу, что более высокая нейропластичность у профессиональных музыкантов, по сравнению с другими людьми, скорее всего, объясняется комплексом причин. Судя по всему, здесь играют роль и регулярные музыкальные занятия, и индивидуальные нейрофизиологические особенности.
«Так что играем, поём для того, чтобы быть креативными, соображать, изобретать и быть на высоте. Искусство в этом смысле колоссальный помощник», — резюмировала Дина Кирнарская.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: