Почему в ЮНЕСКО призывают пересмотреть подходы к цифровизации образования
Собрали тезисы всемирного доклада по мониторингу образования. Вот лишь один из них: смартфоны в школах и вправду стоит запретить.
Фото: Yanick Folly / Getty Images
Из этой статьи вы узнаете:
- почему, по мнению экспертов ЮНЕСКО, цифровизация пока не стала революцией в образовании;
- сколько несомненных плюсов можно насчитать в цифровой трансформации обучения;
- в чём, по мнению экспертов, влияние технологий на обучение может быть пагубным;
- почему данных об эффективности цифры на самом деле недостаточно;
- и что с этим делать всем, кто принимает решения об образовании.
ЮНЕСКО (организация по образованию, науке и культуре при ООН) опубликовала новый выпуск ежегодного всемирного доклада по мониторингу образования под заголовком «Технологии в образовании: на чьих условиях?». Текст подготовила международная группа исследователей и политических аналитиков в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). Пересказываем основные выводы доклада.
Как технологии уже повлияли на образование
Невозможно отрицать: за последние 20 лет цифровые инструменты изменили образование. В докладе приводят, например, такие данные:
- В 2021 году число слушателей открытых онлайн-курсов достигло 220 млн.
- «Википедию» каждый день просматривают не менее 244 млн пользователей.
- В странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в организациях, где доступны платформы онлайн-обучения, учатся более 50% школьников.
Эти изменения последовали за ростом доступа к интернету: в 2005 году лишь 16% населения Земли пользовались им, а в 2022-м таких стало 66%.
Но поменялись не только способы получения информации. Возникли новые представления о том, чему учить и учиться: чтобы быть функционально грамотным человеком, сегодня нужно ориентироваться в цифровом мире. Потому и в школьных программах появились новые предметы, и ожидания от профессиональных умений учителей изменились.
Тем не менее авторы доклада уверены, что пока влияние технологий очень ограничено. Даже с распространением цифры всё не так однозначно: только в странах с самой большой глубиной цифровизации компьютеры или гаджеты используются в обучении на повседневной основе.
Например, согласно результатам PISA за 2018 год, лишь 10% 15-летних учащихся использовали цифровые устройства на уроках более часа в неделю. А в исследовании PISA участвуют в основном страны ОЭСР, то есть самые экономически благополучные.
Учитывая, насколько неравномерно влияние технологий, авторы аналитики делают вывод: цифра пока не трансформировала образование, не приобрела в обучении такой же универсальной роли, как книги или классно-урочная система. Революции в образовании пока не случилось.
В чём плюсы цифровых технологий в образовании
Авторы доклада уверены: польза или бесполезность цифровых инструментов для обучения сильно зависит от контекста.
То есть технологии не стали волшебной таблеткой, которая делала бы любое обучение более качественным, полезным, доступным и эффективным.
Вот в каких направлениях и контекстах EdTech-инструменты оказывают позитивный эффект.
Новые возможности учиться для людей с инвалидностью. Например, незрячим помогает озвучивание текстов, а глухим — возможность создать субтитры к любой лекции.
Доступ к обучению там, где нет очных учебных заведений (или в них не хватает учителей). Трансляции уроков (онлайн или в записи) по радио, телевидению и интернету, по опыту Китая и Африки южнее Сахары, помогают сократить разрыв между уровнем знаний детей из сельских и городских районов.
Такое обучение не заменяет очной преподавательской работы. Например, в Мексике уроки по программе средних школ транслируют по телевидению с 1968 года. К 2000-му 21% всех школьников учился по ним — если бы не телевидение, они, вероятно, вообще не познакомились бы с программой средних классов. Но результаты тестов у таких учащихся всегда были хуже, чем у их ровесников из обычных школ.
Доступ к качественным книгам, лекциям и другому контенту. Развиваются онлайн-библиотеки, оцифровка книг и других источников, платформы с бесплатными курсами и прочие открытые образовательные ресурсы. Образовательный контент присутствует и в соцсетях — по данным доклада, 80% из 113 топовых мировых университетов используют YouTube. Кроме того, расширились возможности создавать учебный контент и у самих педагогов.
Обучение во время чрезвычайных ситуаций. Переход на дистант предотвратил полный срыв образовательного процесса во время ковида. Около 90% министерств образования в мире применили, по данным ЮНЕСКО, ту или иную форму дистанционного обучения — это коснулось миллиарда детей. Наиболее популярным в бедных странах было радио, в более обеспеченных — онлайн-платформы.
Наряду с радио в странах с самыми низкими доходами населения полезными оказались мобильные телефоны. Среди беднейших 20% населения в 24 странах с низкими доходами в 2018–2021 годах никто не имел телевизоров, одна треть имела доступ к радио, а мобильными телефонами владели две трети.
СМС и мессенджеры позволили учителям поддерживать связь со школьниками и их родителями. А вот специальные образовательные приложения использовались редко.
Читайте также:
Тренировка отдельных навыков. В докладе приведено несколько примеров EdTech-продуктов с доказанной эффективностью. Так, популярный в Индии сервис Ei Mindspark помог школьникам лучше разобраться в учебных темах за счёт домашних занятий. Ряд сервисов и приложений (например, Quizlet) помогают улучшить знание иностранных слов. А виртуальная и дополненная реальность позволяют отрабатывать навыки в профессиональном образовании — например, в тех случаях, когда пускать учащихся на реальный объект слишком опасно.
Стоит обратить внимание, что в каждом из примеров речь идёт о развитии конкретных навыков в измеримых пределах: условно, ученик плохо справлялся с дробями, но позанимался онлайн, «набил руку» и стал решать тесты лучше. Авторы доклада ЮНЕСКО подчёркивают, что в каждом случае позитивный эффект той или иной технологии доказан только для изученных условий. Нет гарантий, что тот же результат повторится в другом контексте.
Улучшение систем управления образованием. За последние 30 лет количество политических решений в сфере образования, которые опирались на статистику, выросло в 13 раз в странах с высокими доходами, и в пять раз в бедных странах. Уже есть примеры массового применения дата-центричного подхода в повседневном обучении. Так, в Китае, по данным авторов отчёта, учебную аналитику используют в начальном и среднем образовании для определения трудностей учащихся и предсказания их учебных траекторий (пока эти практики применяются в так называемых пилотных зонах «Умного образования в Китае»).
Какие есть минусы у цифровых технологий
Авторы доклада признают позитивные аспекты цифровизации, но больше внимания уделяют проблемам.
Цифры бывает слишком много
Один из самых громких выводов доклада в том, что запрет смартфонов в школах — оправданная мера, по крайней мере, в некоторых случаях. Речь о том, что в учебных заведениях имеет смысл запрещать технологии, которые никак не помогают обучению и, напротив, могут навредить учащимся. И смартфоны чаще всего относятся к таким потенциально вредным устройствам.
Как сообщается в докладе, они явно отвлекают от учёбы. Об их негативном влиянии говорит метаанализ исследований, проведённых в 2008–2017 годах в 14 странах. Из-за телефона рядом ученики регулярно переключаются на переписку и другие не связанные с учёбой занятия. На результаты это влияет негативно.
Это подтверждают и проанализированные испанскими исследованиями результаты PISA 2018. Низкие баллы по тестам в этом исследовании во многих странах оказались связаны с более частым использованием цифровых устройств.
Кроме того, с доступом к интернету среди детей и подростков распространился кибербуллинг, и это, по мнению авторов доклада ЮНЕСКО, ещё одна причина ограничить использование смартфонов в школах.
При анализе мировой практики авторы обнаружили, что практически в каждой четвёртой стране действуют соответствующие законы или распоряжения на уровне местных органов управления образованием. Кое-где это полный запрет приносить личные цифровые устройства в классы (как в Бангладеш) или включать их в школе (Узбекистан). В той или иной мере ограничения действуют также в Таджикистане, Франции, Латвии, Португалии, Мексике, Испании, Швейцарии и ряде других стран.
В российских школах санитарными правилами не допускается использовать мобильные устройства в образовательных целях — но иметь их при себе не запрещено. Хотя о том, что и эту возможность стоило бы ограничить, говорят давно.
Читайте также:
Цифра может усилить неравенство
Доступ к интернету всё ещё распределён неравномерно: 66% пользователей по миру — это 26% в беднейших и 92% в самых обеспеченных странах. Для молодых людей оценка несколько выше: 39 и 99% соответственно.
Потому почти треть учащихся (31%, или около полумиллиарда человек) в пандемию не смогли воспользоваться технологиями для образования. Это справедливо даже для наиболее богатых стран: школьники и студенты из малообеспеченных семей учились меньше и хуже более благополучных сверстников. У них не было нужной техники, удобного рабочего места дома и опыта использования технологий в учебных целях, а у их родителей — времени и навыков, чтобы помочь детям.
Неравенство есть и в обучении взрослых: онлайн-доступом к образованию пользуются больше всего те, у кого были возможности учиться и очно. Например, у 80% слушателей массовых открытых онлайн-курсов уже есть высшее образование.
И если массово внедрять цифровые образовательные решения, не замечая этих проблем, то сложится ситуация, когда обучение по-настоящему доступно только тем, у кого есть полный набор условий. А наиболее уязвимые учащиеся начнут отставать. В результате неравенство только усугубится.
Образовательные системы не вполне готовы к цифровизации
С внедрением цифровизации в образовательные системы есть целый ряд проблем. Во-первых, ещё остаётся неясным, какие именно цифровые навыки нужны людям для жизни, чему нужно обязательно учить всех в школах. Точнее, списков и определений хватает — но во многих странах их составляют различные IT-компании. Авторы доклада ЮНЕСКО считают, что это ведёт к созданию узких перечней и тестов, которые заранее как бы подогнаны под устройства и ПО определённых производителей.
Но суть цифровой грамотности не в том, чтобы владеть несколькими популярными инструментами, а в умении использовать технологии для решения своих задач, коммуникации и совместной работы. Однако тестов, которые позволяли бы справедливо и точно оценивать такие умения, не хватает.
Во-вторых, учителя не всегда готовы использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в преподавании. Например, только 43% педагогов по всему миру сообщили в опросе 2018 года, что после специального обучения они чувствуют себя подготовленными к применению технологий для учебных целей. То есть большинство сомневаются в своих силах даже после курсов. Кроме того, учителя далеко не всегда уверены в пользе технологий: 37% в том же опросе согласились с утверждением, что цифра только отвлекает учащихся от обучения.
В-третьих, большинству учреждений (даже вузов, которые продвинулись по пути цифровой трансформации гораздо дальше школ) не хватает опыта, чтобы эффективно использовать цифровые данные в управлении. Авторы доклада отмечают децентрализованность рынка цифровых решений для сбора и управления данными. Разнообразие систем очень велико, при этом между собой решения от разных провайдеров обычно не стыкуются.
Технологии обходятся образованию дороже, чем кажется на первый взгляд
Авторы доклада приводят несколько примеров того, что средства на цифровизацию образования расходуются крайне нерационально.
- Образовательные учреждения нередко покупают подписки на сервисы или ПО, а потом никогда их не используют — по данным для США, так происходит с 67% лицензий.
- В 31% стран полностью забросили внедрённые во время пандемии цифровые платформы — хотя другие нашли способ перенаправить их в помощь тем, кто не может учиться очно.
- Электронные книги, которые точно обходятся дешевле бумажных, ещё не распространились повсеместно. Основное препятствие в том, что издатели не нашли для них бизнес-моделей.
В бедных странах тоже покупают компьютеры, планшеты и ПО. Но если в школе не хватает базовой мебели, перебои с электричеством, нет канцелярских принадлежностей, то цифровые устройства погоды не делают.
Например, в Руанде ноутбуки, распространённые среди детей по программе «Ноутбук каждому ребёнку», в итоге были разворованы или сломаны. В Гане аналогичную программу свернули через три года без особых положительных результатов.
Анализируя подобные кейсы, авторы доклада ЮНЕСКО даже приводят такой аргумент: в большинстве развитых стран добиться всеобщего среднего образования удалось ещё до цифровизации — так может, и в бедных странах пойти по проверенному пути и учиться по старинке? Впрочем, они предупреждают, что закрывать учащимся доступ к новым технологиям — значит, ограничить их в развитии необходимых в современном мире навыков. Во что бы то ни стало сохранять меловые доски эксперты всё-таки не призывают.
Надёжных свидетельств эффективности технологий слишком мало
Среди плюсов цифровизации образования авторы доклада называли эффективность цифры в отработке навыков на различных уровнях образования. Но большинство технологических решений не могут подтвердить свою пользу исследованиями.
Нередко встречается ситуация, когда влияние той или иной технологии оценивают только её разработчики. Например, по данным из Великобритании, только 12% EdTech-компаний используют те или иные механизмы независимой сертификации, и лишь 7% проводят качественные экспериментальные исследования о своих разработках. Таким данным трудно доверять, потому что авторы исследований явно заинтересованы в положительных результатах.
Кроме того, задачи бизнеса нередко противоречат интересам учащихся. Авторы доклада сообщают, что среди 163 рекомендованных во время пандемии образовательных продуктов для детей 89% собирали (или могли собирать — то есть в них присутствовала такая техническая возможность) данные о пользователях. Во многих известных продуктах эта информация используется в рекламных целях.
Есть и объективные причины, по которым данных о влиянии технологий на обучение до сих пор недостаточно.
- Во-первых, технологии развиваются так быстро, что на детальную оценку всех эффектов и последствий их внедрения просто не хватает времени.
- Во-вторых, полноценные эксперименты в образовании чаще всего в принципе невозможны. Поэтому трудно оценить влияние технологий самих по себе — всегда совокупно действует много факторов. Результаты обучения могут улучшаться не потому, что ученик, например, занимается именно с ИИ-репетитором, а просто потому, что он стал больше тренироваться. И как понять, что именно дало эффект?
Систематические обзоры исследований из разных стран, указано в докладе, находят лишь небольшие или средние эффекты технологий. А в некоторых случаях обнаруживается, что чем дольше проводятся замеры, тем меньше эффект.
Читайте также:
Какие решения предлагают авторы
Основной вывод доклада в том, что внедрение технологий ради технологизации бессмысленно. А сейчас некоторые инвестиции в технологии происходят именно по такому принципу — так как принято считать, что цифровизация хороша сама по себе, что за цифрой — прогресс.
Авторы считают, что нужно избегать внедрения новых технологий в образование для всех и везде лишь потому, что какой-то инструмент стал доступен. До сих пор такое торопливое и массовое внедрение происходило из-за отсутствия разумных практик технологического регулирования в сфере.
Теперь же эксперты ЮНЕСКО призывают при разработке новых образовательных реформ отвечать на четыре вопроса:
- Соответствуют ли технологии имеющимся условиям?
- Все ли учащиеся смогут воспользоваться преимуществами технологий?
- Подходят ли технологии для широкого применения в плане затрат и эффектов?
- Способствуют ли они устойчивому развитию образования?
Задача в том, чтобы всякий раз оценивать новинки с точки зрения пользы для учащихся. В том числе не забывать о социальном аспекте образования. Персонализированное индивидуальное обучение онлайн может быть очень удобным, но не всему можно научиться без живого контакта с другим человеком. А кроме того, в жизни учащимся понадобятся и социальные навыки.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Цифровая персонализация помогает образованию или загоняет в информационный пузырь?
- Зачем что-то учить и знать, если всё можно «нагуглить»?
- Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей
- Цитата недели: позицию ретранслятора знаний надо менять на «когнитивного инженера»
- Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование