Передовые инженерные школы: что это за проект и кто в нём участвует
Объясняем, в чём суть федеральной инициативы по обновлению инженерного образования, к которой уже подключились 50 вузов.
 
 
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ) направлен на подготовку специалистов для высокопроизводительных секторов экономики, ориентированных на экспорт. Отобранные по конкурсу вузы совместно с технологическими компаниями создают передовые инженерные школы — площадки для совместных разработок и для обучения студентов. Проект продолжится до 2030 года.
Каждая ПИШ работает по одному или нескольким научно-технологическим направлениям, которые соответствуют профилю ключевых компаний-партнёров. Школы финансируют за счёт федеральных грантов, но на условиях софинансирования от партнёра. При этом для студентов организуют стажировки и практики на предприятиях, к преподаванию привлекают сотрудников компаний, а также повышают квалификацию преподавателей вуза. Участвовать в деятельности ПИШ, подключаясь к инженерным проектам, могут и школьники.
О запуске проекта сообщили в октябре 2021 года, когда появился утверждённый правительством список из 42 инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Позднее вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что на основе инициативы «Передовые инженерные школы» запустят федеральный проект.
Где созданы ПИШ
В апреле 2022 года вышло постановление правительства о правилах конкурсного отбора в проект. Чтобы получить грант на создание передовой инженерной школы, вуз должен был защитить программу её развития. В неё требовалось включить такие направления:
- создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе специальных образовательных пространств — например, опытных производств и лабораторий;
- внедрение новых программ высшего и дополнительного профессионального образования;
- привлечение инженеров-практиков к преподаванию, повышение квалификации сотрудников вузов, проведение стажировок и практик для студентов;
- прорывные разработки и исследования, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности;
- участие школьников в деятельности ПИШ с целью профориентации.
Программы предлагалось оценивать по амбициозности целей и результатов, степени проработанности, по предлагаемой системе взаимодействия с партнёрами, а также по тому, какой академической репутацией уже обладает претендент на участие. Для оценки программ создали экспертную комиссию и специальный совет по грантам, а оператором проекта стал «Социоцентр».
Первых победителей конкурса объявили в конце июня 2022 года. Всего отобрали 30 вузов из 15 регионов, в том числе десять учреждений из Москвы и Санкт-Петербурга.
Вузы, в которых открылись первые передовые инженерные школы
- Университет Иннополис;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Южный федеральный университет;
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева;
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского;
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
- Псковский государственный университет;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
- Уфимский государственный авиационный технический университет;
- Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I;
- Донской государственный технический университет;
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва;
- Самарский государственный медицинский университет;
- Московский физико-технический институт;
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
- Московский авиационный институт;
- Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева;
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Национальный исследовательский университет ИТМО.
В сентябре 2023 года Минобрнауки объявило второй отбор в проект. По данным ведомства, в этот раз на гранты претендовали 73 вуза. В декабре 2023-го отобрали 20 новых участников для создания ПИШ.

Фото: Ekaterina Bykova / Shutterstock
Вузы, в которых передовые инженерные школы открылись по итогам второго отбора
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- МИРЭА — Российский технологический университет;
- Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьёва;
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева — КАИ;
- Тольяттинский государственный университет;
- Московский институт электронной техники;
- Воронежский государственный университет;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Альметьевский государственный нефтяной институт;
- Череповецкий государственный университет;
- Сахалинский государственный университет;
- МГТУ «Станкин»;
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I;
- Тульский государственный университет;
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
- Грозненский государственный нефтяной технический университет;
- Ульяновский государственный университет;
- Омский государственный технический университет;
- Российский университет транспорта.
Какие гранты и на каких условиях получают вузы
Сразу после первого отбора вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что статус передовой инженерной школы вузам придётся постоянно отстаивать: федеральный проект рассчитан на ротацию участников.
Пока из ПИШ никого не исключили, но гранты на каждый следующий год проекта распределяют в соответствии с результатами предыдущего периода. Учитывают то, как в вузе реализуют предложенную программу развития, а также общие для всех показатели, определённые постановлением правительства:
- количество разработанных и внедрённых программ высшего и дополнительного профессионального образования;
- число обученных на них студентов и инженеров;
- количество трудоустроившихся в российские высокотехнологичные компании и на предприятия выпускников этих программ;
- количество студентов, прошедших практики и стажировки;
- количество созданных лабораторий, опытных производств и других специальных образовательных пространств;
- отношение привлечённых внебюджетных средств к бюджетным и объём этих средств;
- прирост в количестве результатов интеллектуальной деятельности;
- количество школьников, участвовавших в деятельности ПИШ в целях профориентации.

В 2022 году первые победители конкурса получили равные гранты по 84,6 млн рублей. Финансирование на 2023-й уже варьировалось по группам вузов: большинство «середнячков» получили гранты по 348 млн рублей, группа из шести вузов — по 182,4 млн, а четыре участника с наилучшими результатами за 2022-й — по 514 млн. Максимальные гранты достались ИТМО, СПбПУ Петра Великого, МФТИ и ТПУ.
Новым участникам, отобранным в конце 2023-го, на 2024 год также выделены разные объёмы средств исходя из оценки программ развития их ПИШ — от 120,4 до 340,4 млн рублей.
Обязательная часть проекта — привлечение внебюджетных средств. По данным Минобрнауки, в 2022 году финансирование всех ПИШ из федерального бюджета составило 2,5 млрд рублей, а компании — партнёры школ подтвердили софинансирование ещё на 3,8 млрд. В 2023 году общее финансирование составило около 10 млрд рублей, а на 2024-й запланировано выделить около 18 млрд (с учётом профориентационных мероприятий для школьников). По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, на каждый рубль федерального финансирования в 2024 году ПИШ привлекут 1,72 рубля внебюджетных инвестиций.
По каким направлениям работают ПИШ
Каждая передовая инженерная школа в своей программе развития определяет одну или несколько ключевых тематик — в соответствии с предыдущими научными и образовательными наработками, интересами компаний-партнёров, кадровыми и технологическими запросами государства. Среди направлений — «Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии», «Химическое машиностроение и технологии», «Ядерная энергетика и технологии», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Двигателестроение», «Тяжёлое машиностроение», «Пищевая промышленность», «Биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение» и другие.
По данным сайта проекта, в работу ПИШ включено более 150 компаний-партнёров. Среди них ряд крупнейших корпораций — «Ростех», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «КамАЗ», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», Объединённая приборостроительная корпорация и другие. Но пока лишь 55% студентов ПИШ в опросах подтверждали, что с ними работают представители реального сектора экономики.
В программе развития каждой передовой школы — конкретные научные и технические задачи в рамках выбранных направлений, а также образовательные программы и пространства, которые необходимо создать для подготовки необходимых в этой сфере инженерных кадров. В основном в ПИШ открывают программы технологической магистратуры — узкоспециализированные программы в сфере высоких технологий с практико-ориентированным обучением на основе реальных проектов.

Например, в Томском политехе открыли магистерские программы на стыке IT и профильных направлений энергетики: нефтегазовой, атомной, электроэнергетики. В Самарском государственном медицинском университете появились программы для подготовки инженеров нейротехнологий (например, для восстановления функций после инсульта или травмы) и специалистов по телемедицине. А в Казанском федеральном университете изучают конструирование электромобилей и беспилотный транспорт.
Как проект встраивается в новую систему высшего образования
Уже после запуска ПИШ в системе высшего образования России начался другой крупный проект: изменение уровней высшего образования. Согласно указу президента, бакалавриат, специалитет и магистратуру заменят два уровня: базовое и специализированное высшее образование. При этом продолжительность обучения на этих уровнях, особенно в специализированном образовании, будет варьироваться в зависимости от сложности программы и её целей.
Ещё одно новшество — утверждение правительством концепции технологического развития России. По важнейшим направлениям, выделенным в концепции, планируется запустить мегапроекты. Ожидается, что их паспорта с планами реализации появятся в 2024 году.
Оба эти нововведения предполагают реформу инженерного образования, в том числе на основе опыта ПИШ. Об этом, в частности, говорил в ноябре 2023-го на образовательном форуме в ТГУ глава Минобрнауки Валерий Фальков.
По словам министра, задачи технологического развития требуют готовить инженерные и научные кадры на перспективу, на новаторских образовательных программах в сотрудничестве с передовыми компаниями. Но возможность разрабатывать такие программы может появиться только у части вузов-лидеров. Им предлагается дать максимальную автономию, а прообразом такого подхода Фальков назвал проект «Передовые инженерные школы». Ранее в Минобрнауки сообщили, что опыт ПИШ планируется использовать для разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по инженерным специальностям.
В январе 2024-го и председатель правительства Михаил Мишустин отметил, что ведущим отраслевым вузам предстоит изменить свои подходы к образовательной и научной деятельности, а также к кадровой политике.
На мероприятии, где премьер выступил с этим заявлением, была представлена стратегия развития одного из вузов — участников ПИШ — МГТУ имени Н. Э. Баумана. В частности, она предполагает, что большинство преподавателей вуза должны быть вовлечены в научные разработки и их коммерциализацию. Таким образом, профессиональная роль преподавателя — по крайней мере, по инженерным дисциплинам — должна измениться, соединяя в себе и образование, и науку, и бизнес. В МГТУ имени Н. Э. Баумана считают, что это поможет увеличить доходы преподавателей и усилить престиж вуза как работодателя.
А ещё в конце февраля 2024-го стало известно, что количество ПИШ планируется увеличить вдвое: к 2030 году, заявил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин, в России будут работать 100 «Передовых инженерных школ».
Читайте также:
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    