Передовые инженерные школы: что это за проект и кто в нём участвует
Объясняем, в чём суть федеральной инициативы по обновлению инженерного образования, к которой уже подключились 50 вузов.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ) направлен на подготовку специалистов для высокопроизводительных секторов экономики, ориентированных на экспорт. Отобранные по конкурсу вузы совместно с технологическими компаниями создают передовые инженерные школы — площадки для совместных разработок и для обучения студентов. Проект продолжится до 2030 года.
Каждая ПИШ работает по одному или нескольким научно-технологическим направлениям, которые соответствуют профилю ключевых компаний-партнёров. Школы финансируют за счёт федеральных грантов, но на условиях софинансирования от партнёра. При этом для студентов организуют стажировки и практики на предприятиях, к преподаванию привлекают сотрудников компаний, а также повышают квалификацию преподавателей вуза. Участвовать в деятельности ПИШ, подключаясь к инженерным проектам, могут и школьники.
О запуске проекта сообщили в октябре 2021 года, когда появился утверждённый правительством список из 42 инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Позднее вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что на основе инициативы «Передовые инженерные школы» запустят федеральный проект.
Где созданы ПИШ
В апреле 2022 года вышло постановление правительства о правилах конкурсного отбора в проект. Чтобы получить грант на создание передовой инженерной школы, вуз должен был защитить программу её развития. В неё требовалось включить такие направления:
- создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе специальных образовательных пространств — например, опытных производств и лабораторий;
- внедрение новых программ высшего и дополнительного профессионального образования;
- привлечение инженеров-практиков к преподаванию, повышение квалификации сотрудников вузов, проведение стажировок и практик для студентов;
- прорывные разработки и исследования, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности;
- участие школьников в деятельности ПИШ с целью профориентации.
Программы предлагалось оценивать по амбициозности целей и результатов, степени проработанности, по предлагаемой системе взаимодействия с партнёрами, а также по тому, какой академической репутацией уже обладает претендент на участие. Для оценки программ создали экспертную комиссию и специальный совет по грантам, а оператором проекта стал «Социоцентр».
Первых победителей конкурса объявили в конце июня 2022 года. Всего отобрали 30 вузов из 15 регионов, в том числе десять учреждений из Москвы и Санкт-Петербурга.
Вузы, в которых открылись первые передовые инженерные школы
- Университет Иннополис;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Южный федеральный университет;
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева;
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского;
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
- Псковский государственный университет;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
- Уфимский государственный авиационный технический университет;
- Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I;
- Донской государственный технический университет;
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва;
- Самарский государственный медицинский университет;
- Московский физико-технический институт;
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
- Московский авиационный институт;
- Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева;
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Национальный исследовательский университет ИТМО.
В сентябре 2023 года Минобрнауки объявило второй отбор в проект. По данным ведомства, в этот раз на гранты претендовали 73 вуза. В декабре 2023-го отобрали 20 новых участников для создания ПИШ.
Вузы, в которых передовые инженерные школы открылись по итогам второго отбора
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- МИРЭА — Российский технологический университет;
- Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьёва;
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева — КАИ;
- Тольяттинский государственный университет;
- Московский институт электронной техники;
- Воронежский государственный университет;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Альметьевский государственный нефтяной институт;
- Череповецкий государственный университет;
- Сахалинский государственный университет;
- МГТУ «Станкин»;
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I;
- Тульский государственный университет;
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
- Грозненский государственный нефтяной технический университет;
- Ульяновский государственный университет;
- Омский государственный технический университет;
- Российский университет транспорта.
Какие гранты и на каких условиях получают вузы
Сразу после первого отбора вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что статус передовой инженерной школы вузам придётся постоянно отстаивать: федеральный проект рассчитан на ротацию участников.
Пока из ПИШ никого не исключили, но гранты на каждый следующий год проекта распределяют в соответствии с результатами предыдущего периода. Учитывают то, как в вузе реализуют предложенную программу развития, а также общие для всех показатели, определённые постановлением правительства:
- количество разработанных и внедрённых программ высшего и дополнительного профессионального образования;
- число обученных на них студентов и инженеров;
- количество трудоустроившихся в российские высокотехнологичные компании и на предприятия выпускников этих программ;
- количество студентов, прошедших практики и стажировки;
- количество созданных лабораторий, опытных производств и других специальных образовательных пространств;
- отношение привлечённых внебюджетных средств к бюджетным и объём этих средств;
- прирост в количестве результатов интеллектуальной деятельности;
- количество школьников, участвовавших в деятельности ПИШ в целях профориентации.
В 2022 году первые победители конкурса получили равные гранты по 84,6 млн рублей. Финансирование на 2023-й уже варьировалось по группам вузов: большинство «середнячков» получили гранты по 348 млн рублей, группа из шести вузов — по 182,4 млн, а четыре участника с наилучшими результатами за 2022-й — по 514 млн. Максимальные гранты достались ИТМО, СПбПУ Петра Великого, МФТИ и ТПУ.
Новым участникам, отобранным в конце 2023-го, на 2024 год также выделены разные объёмы средств исходя из оценки программ развития их ПИШ — от 120,4 до 340,4 млн рублей.
Обязательная часть проекта — привлечение внебюджетных средств. По данным Минобрнауки, в 2022 году финансирование всех ПИШ из федерального бюджета составило 2,5 млрд рублей, а компании — партнёры школ подтвердили софинансирование ещё на 3,8 млрд. В 2023 году общее финансирование составило около 10 млрд рублей, а на 2024-й запланировано выделить около 18 млрд (с учётом профориентационных мероприятий для школьников). По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, на каждый рубль федерального финансирования в 2024 году ПИШ привлекут 1,72 рубля внебюджетных инвестиций.
По каким направлениям работают ПИШ
Каждая передовая инженерная школа в своей программе развития определяет одну или несколько ключевых тематик — в соответствии с предыдущими научными и образовательными наработками, интересами компаний-партнёров, кадровыми и технологическими запросами государства. Среди направлений — «Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии», «Химическое машиностроение и технологии», «Ядерная энергетика и технологии», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Двигателестроение», «Тяжёлое машиностроение», «Пищевая промышленность», «Биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение» и другие.
По данным сайта проекта, в работу ПИШ включено более 150 компаний-партнёров. Среди них ряд крупнейших корпораций — «Ростех», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «КамАЗ», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», Объединённая приборостроительная корпорация и другие. Но пока лишь 55% студентов ПИШ в опросах подтверждали, что с ними работают представители реального сектора экономики.
В программе развития каждой передовой школы — конкретные научные и технические задачи в рамках выбранных направлений, а также образовательные программы и пространства, которые необходимо создать для подготовки необходимых в этой сфере инженерных кадров. В основном в ПИШ открывают программы технологической магистратуры — узкоспециализированные программы в сфере высоких технологий с практико-ориентированным обучением на основе реальных проектов.
Например, в Томском политехе открыли магистерские программы на стыке IT и профильных направлений энергетики: нефтегазовой, атомной, электроэнергетики. В Самарском государственном медицинском университете появились программы для подготовки инженеров нейротехнологий (например, для восстановления функций после инсульта или травмы) и специалистов по телемедицине. А в Казанском федеральном университете изучают конструирование электромобилей и беспилотный транспорт.
Как проект встраивается в новую систему высшего образования
Уже после запуска ПИШ в системе высшего образования России начался другой крупный проект: изменение уровней высшего образования. Согласно указу президента, бакалавриат, специалитет и магистратуру заменят два уровня: базовое и специализированное высшее образование. При этом продолжительность обучения на этих уровнях, особенно в специализированном образовании, будет варьироваться в зависимости от сложности программы и её целей.
Ещё одно новшество — утверждение правительством концепции технологического развития России. По важнейшим направлениям, выделенным в концепции, планируется запустить мегапроекты. Ожидается, что их паспорта с планами реализации появятся в 2024 году.
Оба эти нововведения предполагают реформу инженерного образования, в том числе на основе опыта ПИШ. Об этом, в частности, говорил в ноябре 2023-го на образовательном форуме в ТГУ глава Минобрнауки Валерий Фальков.
По словам министра, задачи технологического развития требуют готовить инженерные и научные кадры на перспективу, на новаторских образовательных программах в сотрудничестве с передовыми компаниями. Но возможность разрабатывать такие программы может появиться только у части вузов-лидеров. Им предлагается дать максимальную автономию, а прообразом такого подхода Фальков назвал проект «Передовые инженерные школы». Ранее в Минобрнауки сообщили, что опыт ПИШ планируется использовать для разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по инженерным специальностям.
В январе 2024-го и председатель правительства Михаил Мишустин отметил, что ведущим отраслевым вузам предстоит изменить свои подходы к образовательной и научной деятельности, а также к кадровой политике.
На мероприятии, где премьер выступил с этим заявлением, была представлена стратегия развития одного из вузов — участников ПИШ — МГТУ имени Н. Э. Баумана. В частности, она предполагает, что большинство преподавателей вуза должны быть вовлечены в научные разработки и их коммерциализацию. Таким образом, профессиональная роль преподавателя — по крайней мере, по инженерным дисциплинам — должна измениться, соединяя в себе и образование, и науку, и бизнес. В МГТУ имени Н. Э. Баумана считают, что это поможет увеличить доходы преподавателей и усилить престиж вуза как работодателя.
А ещё в конце февраля 2024-го стало известно, что количество ПИШ планируется увеличить вдвое: к 2030 году, заявил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин, в России будут работать 100 «Передовых инженерных школ».
Читайте также: