Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?
О том, что учёные и методисты вкладывают в это понятие и почему ему так сложно дать точное определение.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что принято понимать под термином «педагогические технологии»;
- по каким критериям учёные предлагают определять педагогическую технологию;
- как педагогические технологии классифицируют по уровням применения.
Как возник термин «педагогические технологии»
Изначально педагогическими технологиями или технологиями обучения называлось, собственно, использование в обучении технических средств — проекторов, магнитофонов, телевизоров и затем компьютеров.
В конце XX века это значение расширилось и стало отражать идею управления всем образовательным процессом, позволяющего максимально эффективно достигать целей этого процесса. И вот здесь появились сложности, потому что термин «педагогическая технология» стал смешиваться с такими понятиями, как педагогическая система, методика, концепция. О том, как их разграничить и можно ли вообще это сделать, образовательному сообществу пока договориться не удалось.
Что же всё-таки представляют собой педагогические технологии
Свои определения этому термину предлагали множество исследователей, среди них — Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие.
Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.
Проще говоря, это такой алгоритм: устанавливаем цель, а затем применяем вот такие инструменты и действуем вот так, чтобы достичь этой цели оптимальным способом.
Наряду с «педагогическими технологиями» часто встречаются понятия «технологии обучения» и «образовательные технологии». Чисто теоретически они не равнозначны (как не равнозначны сами категории «образование», «педагогика» и «обучение»), однако на практике нередко используются как синонимы. Поэтому, чтобы не усложнять, в этой статье будем придерживаться того же подхода.
Какие признаки отличают педагогическую технологию
Чтобы отделять педагогические технологии от смежных понятий (методик, школ, концепций и так далее), учёные предлагают использовать список критериев. Если некая педагогическая модель им соответствует, это означает, что её справедливо назвать именно технологией.
Герман Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» составил такой перечень критериев технологичности:
- Концептуальность — опора на определённую научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование заданных образовательных целей.
- Системность, то есть обладание ключевыми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Управляемость — возможность планировать и проектировать процесс обучения, проводить диагностику и контроль на разных этапах, варьировать дидактические методы и средства, чтобы скорректировать результаты.
- Эффективность — затраты на применение технологии оптимальны и приводят к заданным результатам, к достижению определённого стандарта обучения.
- Воспроизводимость — возможность применять технологию в других однотипных образовательных учреждениях, разными педагогами и с разными учащимися.
Выходит, что одним из главных признаков педагогической технологии становится гарантируемый результат. Технология исключает условия вроде «Если педагог талантливый…», «Если ученики способные…». По словам Германа Селевко, результаты могут различаться в зависимости от мастерства педагога и способностей учащихся, но они всегда приближаются к среднему значению и определяются самой технологией.
Читайте также:
Какие существуют педагогические технологии
Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.
Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.
Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:
- Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
- Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
- Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.
Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:
- Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
- Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
- Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.
Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.