Это выяснили исследователи из НИУ ВШЭ и Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета. Их работа опубликована в Сибирском психологическом журнале.
Что это за исследование
Учёные изучили, как общение с родителями, одноклассниками и учителями влияет на психологическое благополучие российских школьников. Для этого они использовали российскую выборку из исследования PISA-2018.
PISA — это международное тестирование, которое Организация экономического сотрудничества и развития раз в три года проводит среди пятнадцатилетних подростков из разных стран. Оно включает задания на грамотность чтения (в том числе тут имеется в виду понимание и критическая оценка сложных текстов), а также математическую, естественно-научную и компьютерную грамотность. Исследование 2018-го — последнее, в котором участвовали российские подростки, так как в PISA-2022 страна участия не принимала. В выборку вошли более 7,6 тысячи школьников из 43 регионов России.
Помимо академических навыков, в PISA измеряют ещё и уровень удовлетворённости жизнью. Авторы новой работы построили модель зависимости психологического благополучия подростков от поддержки родителей, педагогов и одноклассников, а также от личностных факторов. Кроме того, в модели учитывали пол старшеклассников и социально-экономический статус семей, в которых они воспитываются.
Что выяснили исследователи
Подтвердилось, что поддержка окружающих и некоторые личностные особенности тесно связаны с психологическим благополучием. Кроме того, оно соотносится с полом — оказалось, что удовлетворённость жизнью, её осмысленность и эмоциональное благополучие у юношей выше, чем у девушек. При этом уровень благополучия не коррелирует с социально-экономическим статусом.
Самым сильным предиктором психологического благополучия оказалась общая самоэффективность. Под этим понимается вера в эффективность своих действий и ожидание успеха от них. Чуть менее значимы чувство принадлежности к школе, целеустремлённость и поддержка родителей. Все эти факторы также связаны между собой: например, поддержка родителей влияет на самоэффективность.
А ещё выяснилось, что воспринимаемая обратная связь от учителей тоже влияет на благополучие. Через оценивание и комментарии о работе учащихся педагоги поддерживают их веру в эффективность своих стараний, а также желание учиться и овладевать учебным материалом. А это, в свою очередь, положительно влияет на психологический комфорт школьников. Отмечается, что в доброжелательной среде у подростков усиливается уверенность в действенности их усилий, а также растут показатели продуктивного целеполагания и чувство связанности с другими школьниками.
Авторы работы подчёркивают, что выводы следует сделать не только семьям, но и школам: учителям рекомендуют стараться помогать детям и создавать дружелюбную атмосферу в классе. А ещё они отмечают, что и семьям, и школам следует работать с умением старшеклассников ставить учебные цели и с их целеустремлённостью, а также повышать самоэффективность подростков.
Кстати, ранее британское исследование показало, что школьники лучше учатся, если чувствуют себя целеустремлёнными, мотивированными и компетентными, а не просто довольными жизнью. Подробнее о том, как взаимоотношения с учителем влияют на успеваемость и поведение подростков, мы рассказывали в этой статье. А в другой статье мы объясняли, как то, что учителей обучают транслировать школьникам установку на рост, помогает повысить веру учащихся в свои возможности и их учебную успеваемость.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!