Образование
#новости

Парадокс: популярность высшего образования может мешать росту ВВП

Правда, не сразу, а когда высококвалифицированных специалистов на рынке становится слишком много. Это показало большое исследование.

Исследование провели специалисты из Пекинского педагогического университета в Китае. Они изучали, как повышение доли людей с высшим образованием отразилось на экономическом росте в разных государствах. Результаты работы опубликованы в журнале Humanities and Social Sciences Communications.

Для анализа исследователи использовали базы данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка. В выборку попали данные о 38 странах мира за период с 1995 по 2021 год. Все эти страны — члены ОЭСР, но с разным уровнем экономического развития. Среди них США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Греция, Турция, Польша, Чили, Колумбия, Коста-Рика.

Исследование подтвердило, что рост ВВП в изученных странах связан с двумя показателями:

  • долей населения с высшим образованием среди всех взрослых 25–64 лет (то есть общей распространённостью высшего образования);
  • долей молодёжи в возрасте 25–34 лет среди тех, у кого есть высшее образование (этот показатель использовали для оценки популяризации высшего образования в последние годы).

Оказалось, что распространённость высшего образования позволяет объяснить до 10% повышения ВВП. Однако дальнейший анализ показал, что положительный эффект коррелирует именно с общей долей населения с высшим образованием, а вот популяризация высшего образования (то есть рост доли молодёжи среди тех, кто имеет высшее образование) отражается на ВВП отрицательно.

Чтобы разобраться в причинах этого противоречия, исследователи разделили страны в выборке на девять групп по экономическим показателям и проанализировали роль высшего образования в этих группах отдельно. Оказалось, что распространённость высшего образования по-разному влияла на страны с разным уровнем доходов.

  • В самых бедных государствах в выборке популяризация высшего образования никак не влияла на изменение их ВВП. Авторы предполагают, что в них развитие высшего образования требовало больших затрат, а эффект от участия в экономике подготовленных специалистов, очевидно, проявлялся с задержкой. Проще говоря, число молодых людей, поступающих в вузы, росло не такими высокими темпами, чтобы сказаться на ВВП.
  • В среднеразвитых странах увеличение доли населения с высшим образованием и его популяризация оказали очевидное положительное влияние на ВВП.
  • А вот в наиболее высокоразвитых странах популяризация высшего образования отразилась на ВВП отрицательно. Исследователи считают, что высшее образование в таких государствах к 1995 году и так уже затрагивало очень большую долю населения и в результате на рынке труда предложение квалифицированных специалистов стало превышать спрос.

Ранее учёные немецкого Института экономических исследований и Стэнфордского университета пришли к выводу, что мировая экономика может потерять 700 триллионов долларов из-за низкой доли образованных людей. В данном случае речь идёт не о доле людей с высшим образованием, а о доле тех, кто владеет базовыми навыками, получаемыми на этапе обучения в школе.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована