Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование
#новости

Парадокс: люди с высоким уровнем профессионализма часто работают не по специальности

Эта работа может приносить им более высокий доход. При этом сферы деятельности они меняют даже без переобучения на долгосрочных курсах.

В новом исследовании, опубликованном в журнале «Мир России», доктор социологических наук профессор-исследователь НИУ ВШЭ Наталья Тихонова выяснила, какие факторы влияют на размер зарплаты профессионалов в России. Выводы основаны на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2018–2022 годы. Полная выборка за эти годы составила 5,9 тысячи человек.

Профессионалами исследовательница называет людей, которые:

  • заняты трудом нефизического характера;
  • находятся на позициях, требующих наличия высшего образования;
  • не выполняют управленческие функции (имеют не более пяти подчиненных).

Согласно данным РМЭЗ, численность группы профессионалов в России в 2018–2022 годах составляла 21% всех занятых. Автор разделила их на семь групп по качеству общего человеческого капитала (проще говоря, по уровню профессионализма) и тому, работают они по полученной в вузе или колледже специальности или нет.

Качество человеческого капитала в исследовании определялось по количеству лет обучения, владению иностранными языками и уровню цифровых навыков. Так, в группе специалистов со средним качеством человеческого капитала, которые работают не по профилю подготовки, более половины учились менее 16 лет, а доля владеющих иностранным языком в этой группе составляет 71%.

В группе специалистов с высоким качеством человеческого капитала все обучались более 16 лет (то есть, вероятно, окончили 11 классов школы и вуз), а иностранным языком владели 76%.

Как оказалось, размер зарплат профессионалов растёт одновременно с качеством их человеческого капитала — то есть образование и навыки окупаются на российском рынке труда. А вот работа по специальности влияет на доходы неоднозначно:

  • Профессионалы со средним и ниже среднего качеством человеческого капитала зарабатывают на 20–25% больше, когда они трудоустроены по своей специальности. Меняя специальность, они теряют в доходе.
  • Но специалисты с высокими показателями индекса человеческого капитала получают больше, когда работают не по своей специальности.

Необычный эффект для профессионалов высокого класса исследовательница связывает с тем, что в российской экономике регулярно не хватает кадров по ряду специальностей, и освоить их быстро способны только профессионалы с высоким качеством человеческого капитала. Таких людей не так много, и работодатели привлекают их на дефицитные специальности повышенными зарплатами — это так называемая «рента на дефицит».

Хотя работа не по специальности выгодна не всем профессионалам, она очень распространена. По данным РМЭЗ, две трети профессионалов работают не по специальности, которую они получили в вузах и в учреждениях СПО, и даже не по смежной. Более того, они сменили специальность даже без переподготовки на длительных курсах (таких, где учатся больше шести месяцев).

Такая ситуация, отмечает Наталья Тихонова, характерна в том числе для инженеров, IT-специалистов, бухгалтеров, учителей — то есть профессионалов, чья работа вообще-то предполагает глубокую специальную подготовку. Даже среди врачей, по данным опросов РМЭф, каждый десятый не имеет ни высшего, ни среднего специального медицинского образования!

По мнению автора, такая ситуация говорит о том, что вузы при подготовке специалистов «путают разные типы рабочих мест профессионалов, запрос на которые предъявляется российской экономикой (предполагающие широкий круг общих компетенций плюс быструю обучаемость vs предполагающие углубленную специализацию в профессии)», а работодатели не вполне учитывают необходимость профильного образования на ряде рабочих мест, где оно необходимо.

Сложившуюся ситуацию со значительным числом специалистов, которые работают не по профессии, подтверждают и свежие данные исследования «Авито Работа», в ходе которого опросили более 6 тысяч россиян. Выяснилось, что только 31% работают по специальности, полученной в вузе или колледже. Ещё 21% трудятся в смежных областях. Самый высокий процент специалистов с профильным образованием в юриспруденции — 87%, образовании и науке — 84%, медицине и фармацевтике — 83%.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована