Образование
#Мнения

Память умирает, фантазия — тоже: как цифровые технологии изменили мышление человека

Мнения экспертов, прозвучавшие на конференции «Больше чем обучение» в «СберУниверситете».

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Александр Аузан

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан экономического факультета МГУ


Источник: конференция «СберУниверситета» «Больше чем обучение»


— Чем отличается поколение, которое [выросло] под воздействием рождающегося искусственного интеллекта? У них «скукожена» память, вынесена на внешнее устройство. То есть внутреннее оперирование смыслами — чрезвычайно большая проблема для новых поколений. Каким-то образом надо развить память, потому что она умирает. Я бы привёл аналогию с первой промышленной революцией. Что тогда спасло человека, который был избавлен от физического труда, хирел и уходил с поля истории? Футбол и бокс — возникли игры, которые сохранили его физические способности. Сейчас мы нуждаемся в этом.

Мария Ситковская

Директор университета креативных индустрий Universal University


Источник: конференция «СберУниверситета» «Больше чем обучение»


— Способность ребёнка фантазировать кратно снизилась, потому что всё вокруг стало видео. А видео — вторичный контент, он уже переработан чьей-то фантазией. <…> Наша задача сегодня с раннего детства, как это ни банально, — если ребёнок не читает, давать ему слушать аудиокниги. Это первичная способность ребёнка придумать мир, который он никогда не видел. <…> Это неотъемлемая часть, как мне кажется, сохранения творческой способности.

Контекст

Дискуссия «Естественный и искусственный разум: соперничество или сотрудничество», которую модерировал глава «Сбера» Герман Греф, на конференции «Больше чем обучение» началась с вопросов о том, как сильно искусственный интеллект (ИИ) может изменить мир вокруг и самого человека. Может быть, люди переселят сознание из хрупких биологических тел в устойчивые к космической радиации аватары и начнут осваивать Марс? А может, каждый человек дополнит нейросети своего мозга искусственными нейросетями личного ИИ-помощника, то есть два вида интеллекта будут существовать практически в симбиозе?

Но во второй части обсуждения спикеры перешли от фантазий о будущем к реальным проблемам настоящего: к вопросу о том, как цифровые технологии уже изменили человеческий интеллект. По мнению собравшихся, произошедшие изменения уже заметны на так называемых «цифровых аборигенах» — детях и молодых людях, которые практически с рождения взаимодействуют с цифровой средой. Александр Аузан и Мария Ситковская говорили об этом, приводя в пример своих студентов.

Справедливости ради, спикеры отметили не только проблемы, но и преимущества цифровых аборигенов. Например, по словам Аузана, хотя у современных студентов, как и у старших поколений, совмещение нескольких занятий даёт посредственные результаты, молодёжь всё же лучше справляется с многозадачностью. Но по большому счёту зумеры не так уж отличаются от старших поколений. А значит, нужно искать общее решение, которое позволит любому человеку вписаться в мир, управляемый цифровыми технологиями, и сосуществовать с ИИ. По мнению Аузана, это решение должно быть направлено на сохранение памяти, а одним из подходящих инструментов он считает фантастику — видимо, чтение книг в соответствующем жанре.

Ещё одно полезное свойство фантастики, которое отметили все участники дискуссии, — её влияние на креативность. Как считает Александр Аузан, творческое мышление, способность придумывать нестандартные, неалгоритмизируемые решения становится всё более важным навыком человека. Современные искусственные нейросети уже сейчас справляются с выполнением многих задач по алгоритмам лучше людей, и в будущем их способности будут улучшаться. Поэтому человечеству придётся делать ставку на творчество и интуицию.

Но Мария Ситковская заметила, что в регулярных опросах экспертов и обычных людей о том, какие качества и задачи человека ИИ не сможет сымитировать, креативность появляется реже. Хотя пару лет назад именно креативность возглавляла списки способностей, в которых человека заменить невозможно, теперь, похоже, стало ясно, что и на этом поле ИИ забирает у человека часть функций. Но передать машине акт творения люди ещё не готовы, поэтому Мария тоже предлагает обучать творческим практикам студентов всех направлений хотя бы в течение одного модуля.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована