Образование
#новости

Оценён дефицит учителей в России

Любопытно, что в частных школах педагогов не хватает больше, чем в государственных.

Речь об этом идёт в новом статистическом сборнике из серии «Индикаторы образования». В нём содержатся данные о положении дел в разных сегментах российской системы образования, и несколько разделов сборника посвящены укомплектованности школ сотрудниками. Рассматриваются не только государственные, но и частные учебные заведения.

Что выяснили эксперты

По данным НИУ ВШЭ за 2021/2022 учебный год, в России 39 908 школ, и 871 из них — негосударственная (то есть частных школ — всего 2%). Общая укомплектованность педколлективов достигает 96,9%, то есть до полной комплектации не хватает 3,1% учителей. Причём в частных школах нехватка ощущается чуть больше, чем в государственных: 6,3 против 3% соответственно.

Из конкретных предметов лучше всего обстоят дела с русским языком и литературой: по ним в государственных школах не хватает лишь 2% учителей, в частных — 5,2%. Хуже всего дела с ОБЖ (в государственных школах не хватает 4,1% учителей по этому предмету, в частных — 14,4%).

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Что касается остальных школьных педагогических работников, то здесь общий показатель тоже довольно высокий — штаты укомплектованы на 96,1%. Однако в данном случае наблюдается больший разрыв в зависимости от специальности. В государственных школах хуже всего дела обстоят с тьюторами и учителями-дефектологами.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Что ещё известно о нехватке учителей в школах

В августе прошлого года министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что все школы страны готовы к учебному году и что «никаких вопросов, связанных с обеспечением учителями, нет, все вакансии максимально закрыты». При этом в сентябре замминистра просвещения Александр Бугаев признал, что проблемы всё же есть.

В опросе РАНХиГС, проведённом в 2021 году в Псковской, Самарской и Ярославской областях, только 5% учителей заявили о наличии существенного кадрового дефицита. Ещё 37% педагогов отметили отсутствие дефицита кадров в школах. Но при этом, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2021 году в школах страны не хватало 250 тысяч учителей. А в одном из аналитических докладов НИУ ВШЭ уточнялось, что дефицит педагогических кадров продолжает расти от года к году.

Отдельная проблема — повышение среднего возраста педагогов. Как прогнозировала президент Российской академии образования Ольга Васильева, к 2029 году в школах окажется не более 6% учителей моложе 30 лет. По её же словам, не более 30% выпускников педагогических вузов идут работать по специальности.

Кстати, согласно последнему статистическому сборнику из серии «Индикаторы образования», доля учителей моложе 35 лет в 2021/2022 учебном году достигала 23,6%. А по данным аналогичного сборника, в 2020/2021-м их доля составила 23,2%. То есть по сути ситуация почти не изменилась.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована