Образование
#новости

Основатель самого инновационного вуза в мире высказался о персонализированном образовании

Он считает, что зачастую под ним подразумевают нелепые или излишние для большинства учащихся подходы. Но у одного вида такого обучения есть потенциал.

Об этом в интервью для EdDesign Mag высказался Бен Нельсон, основатель частного онлайн-университета Minerva. В 2022 и 2023 годах этот университет стал лидером мирового рейтинга инновационных вузов WURI, обогнав такие престижные учебные заведения, как Гарвардский и Стэнфордский университеты, а также Массачусетский технологический институт.

В чём уникальность Университета Minerva и почему он считается инновационным

Университет Minerva уникален тем, что всё обучение проходит в онлайн-режиме, но при этом студенты проживают вместе и каждый семестр переезжают в новую локацию. Например, программа стартует в Сан-Франциско, где располагается штаб-квартира вуза, а затем учащиеся отправляются в Берлин, Сеул, Буэнос-Айрес и прочие города по всему миру. Кстати, оформлением документов и открытием счётов в заграничных банках студентам приходится заниматься самостоятельно — так университет стимулирует их приобретать жизненный опыт.

С первого набора в 2014 году университет славится строгостью отбора — уже тогда из 2464 претендентов поступить смогли лишь 69 человек. Это была экспериментальная группа, которая училась бесплатно. Сейчас обучение стоит около 32 тысяч долларов в год (2,9 миллиона рублей по курсу ЦБ на 15 мая 2024-го). В стоимость включены питание и проживание.

Что Нельсон думает о персонализированном обучении

В интервью с Беном Нельсоном затронули разные аспекты современного образования и в том числе спросили про его отношение к персонализированному обучению. Оказалось, что, по мнению основателя Minerva, под этим понятием часто имеют в виду нелепые подходы:

«Ты, студент X, не хочешь изучать математику? Значит, будешь изучать английский. Это, если разобраться, типичная немецкая система. В Германии ребёнок уже в 12–13 лет должен решить, чем он будет заниматься в 90, — и это, по-моему, преступление. Думаю, такой подход — пережиток монархии, когда единственной целью человека было служить королю и помалкивать».

Если персонализацию понимать именно в этом смысле, как ранний выбор образовательной и профессиональной траектории, то она, подчёркивает Бен, ограничивает учащихся. Большинство детей не знают, чем захотят заниматься, когда вырастут, и это нормально. Более того, по мнению эксперта, у студентов должна быть возможность поменять мнение и после того, как траектория выбрана.

Не менее скептически эксперт относится и к другой интерпретации персонализированного обучения — представлению о том, что все люди учатся по-разному в силу своих особенностей. Например, что визуалы, аудиалы и кинестетики воспринимают информацию в разных форматах неодинаково (у этой теории учебных стилей нет научных доказательств). Бен Нельсон считает, что для тех, у кого нет диагностированных сложностей с обучаемостью, персонализировать методики обучения не нужно.

Эксперт назвал ещё один вид персонализированного обучения — адаптивное. И как раз у него, по мнению Бена, есть потенциал. Однако, по его наблюдениям, пока единственной областью, где оно используется, остаётся математика для начальной школы. Суть в том, что программа даёт ученику задание, оценивает, насколько правильно и быстро тот его решил, и на основе этого даёт следующие задания, адаптируясь к тому, что ученик знает или нет.

«Очевидно, что это лучше, чем просто раздать всем одинаковые упражнения. <…> Ведь если подумать, это глупо — посадить 20–30 детей в одной комнате и сказать: вот вам задачка по математике и пять минут на её решение. Кто-то решит её за минуту, а кому-то нужно 12. Так что персонализированное обучение оптимально для задач, которые делаются асинхронно и предполагают правильные и неправильные ответы», — объясняет Бен.

Он считает, что персонализированное обучение оптимально для задач, которые делаются асинхронно и предполагают правильные и неправильные ответы. Но такое «адаптивное обучение», по словам Бена, не что иное, как обычные домашние задания, ведь «именно так люди и выполняют домашку: кому-то на неё нужно 20 минут, кому-то 5 часов».

Но при этом адаптивное обучение не означает, что учащийся занимается чем-то, ему нравящимся, а тем, что не нравится, не занимается. Например, нельзя отказаться учиться умножать под предлогом того, что «у нас же персонализированное обучение».

Суть лишь в том, что можно асинхронно получать знания персонализированным способом (но само содержание знаний для всех обязательно), «а потом собираться в формате совместного обучения и учиться применять эти знания с помощью фреймворков и видеть, что происходит, когда вы их применяете».

«Именно так возникает эффективное персонализированное обучение: асинхронное на этапе получения информации и совместное, когда группа учащихся под руководством эксперта в предмете учится использовать то, что они узнали», — заключает основатель Университета Minerva.

Кстати, ранее американский математик Дэн Майер высказал сомнения в пользе персонализации. По его мнению, этот подход не так эффективен, как модель традиционного школьного обучения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована