Образование
#новости

Описаны 6 типов внутренних установок, из-за которых студенты списывают

Зная, какие мотивы стоят за списыванием, можно разработать более эффективные меры борьбы с ним.

Новый подход для изучения академического мошенничества предложила в своей диссертации Оксана Дрёмова, младший научный сотрудник центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ. За работу на тему «Критика и оправдание практик академического мошенничества студентами» ей присудили степень кандидата наук об образовании.

Что уже известно об академическом мошенничестве среди студентов

Предыдущие исследования показали, что от четверти до половины студентов различных российских вузов прибегают к плагиату и списыванию — сдают выполненные на заказ работы, копируют чужой текст без цитирования, а также выполняют задания и сдают экзамены с посторонней помощью.

Кроме того, известно, что сами учащиеся не воспринимают такие практики как нарушение этических норм, да и преподаватели, как правило, относятся к списыванию и плагиату скорее терпимо. В большинстве случаев нарушителя ждёт мягкое наказание — устное замечание, сниженная оценка, требование переделать работу.

Исследователи отмечают, что некоторые педагогические практики в вузах связаны с наибольшим риском списывания. Чем дольше студент вынужден быть пассивным слушателем и чем чаще от него требуется в ответе воспроизвести заученный материал, тем выше шансы, что учить он не станет, а просто спишет.

Поэтому ключевые методы среди рекомендуемых мер борьбы с академическим мошенничеством — внедрение активных педагогических подходов и новых форм проверки знаний, которые затрудняют списывание. Иначе говоря, если от студентов в задании требуется разработать что-то своё и объяснить ход мыслей, то скопировать решение им будет негде.

Также рекомендуется разработать понятные для студентов этические кодексы, в которых будет обозначено, что академическое мошенничество в вузе неприемлемо.

Что добавляет новое исследование

Исследование Оксаны Дрёмовой не опровергает выводы предшественников, а расширяет перспективы для борьбы с нечестным учебным поведением. Автор разработала новый теоретико-методологический подход к изучению академического мошенничества. Но есть в диссертации и выводы для практики.

В ходе исследования Оксана Дрёмова проанализировала этические кодексы российских вузов — бывших участников проекта «5–100» и выяснила, что по большей части они делают акцент на карательных мерах за академическое мошенничество. Но параллельно появляется ценностный подход, когда студентов не столько предупреждают о наказаниях, сколько рассказывают, что нечестное поведение не соответствует корпоративной культуре, духу университета.

Однако оба эти подхода не работают, если студенты не воспринимают списывание как нечто неприемлемое. А по предыдущим исследованиям видно, что так и есть: большинство студентов не считают, что списывание и плагиат кому-то вредят, им кажется такое поведение вполне допустимым.

Оксана Дрёмова попробовала разобраться, что именно стоит за субъективным принятием нечестных практик, как именно студенты их оправдывают и почему в некоторых случаях всё же критикуют. Для этого она использовала теорию критической способности. Её авторы — французские социологи Люк Болтански и Лоран Тевено.

Болтански и Тевено выделили так называемые режимы критики и оправдания. Это наборы способов аргументации, на которые каждый человек опирается для оправдания своих действий и признания их справедливыми. Режимы индивидуальны, но не очень устойчивы: способ аргументации, характерный для человека, может меняться со временем и в зависимости от ситуации.

Оксана Дрёмова обнаружила, что в интервью об академическом мошенничестве, в ходе которого студентов спрашивали об их отношении к этому явлению, молодые люди используют аргументы, которые укладываются в шесть выделенных Болтански и Тевено режимов:

  • Режим вдохновения. Если студент руководствуется принципами этого режима, то его отношение к списыванию зависит от эмоционального состояния. На занятии неинтересно? Предмет страшный, преподаватель добавляет стресса? Значит, можно списывать! Обучение приносит удовольствие? Тогда списывать зазорно.
  • Домашний режим. Оценки в этом режиме основываются на представлениях, вынесенных студентом из семьи и школы. Если там не учили считать списывание чем-то плохим, то и в вузе такое поведение кажется приемлемым.
  • Режим славы. Здесь студенты руководствуются чужим мнением: если списывание вредит репутации, его будут критиковать. Если же это способ получить хорошую оценку и похвалу — будут оправдывать.
  • Гражданский режим. В этом режиме академическое мошенничество критикуется, если оно вредит всей группе (допустим, когда поймают кого-то одного за списыванием, наказывают всех). И наоборот, это оправдывается, если расценивается как помощь и взаимовыручка, — то есть правильным поведением считается подсказать другу на экзамене, дать списать домашку.
  • Рыночный режим. Академическое мошенничество оправдывают как простой способ достижения цели (например, ради высокого балла) и критикуют, если оно не гарантирует результата и несёт риски наказания.
  • Индустриальный режим. Если предмет или материал расценивается как бесполезный для будущей карьеры, списывание оправдывается. Если студенты считают изучаемое важным, они критикуют тех, кто списывает.

Как применить выводы в будущих исследованиях и на практике

Оксана Дрёмова разработала инструмент-опросник, который позволяет выяснить, какой режим оправдания и критики используют студенты. Правда, опросник охватил только три режима — домашний, рыночный и индустриальный. Именно они чаще всего проявлялись в предыдущих интервью.

Предполагается, что если выяснить с помощью опроса, какого конкретно режима придерживаются студенты, то можно составить эффективный этический кодекс для борьбы с академическим мошенничеством. Исследовательница предполагает, что распространённость режимов может отличаться от вуза к вузу. На это могут влиять образовательная среда университета, принятые в нём меры по борьбе с академическим мошенничеством, индивидуальные характеристики студентов и так далее.

Инструмент апробировали в онлайн-опросе, в котором участвовали более 3,5 тысяч студентов из шести вузов России. Респонденты должны были отметить, согласны они или нет с рядом утверждений. Например, индустриальному режиму соответствовали такие варианты:

  • Если студент планирует работать по специальности, то недопустимо пользоваться шпаргалками.
  • Я не списываю, потому что это не позволит получить знания и навыки, полезные для будущей работы.
  • Списывание друг у друга вредно, поскольку дающий списать способствует выпуску неграмотных специалистов из вуза.

Результаты апробации показали, что этот инструмент действительно можно применять для оценки того, к каким аргументам отдельные группы студентов прибегают для оправдания или критики академического мошенничества.

Оксана Дрёмова считает, что этические кодексы и другие меры борьбы с нечестным поведением стоит разрабатывать так, чтобы адресно влиять на определённые типы студентов.

  • Если для учащихся в основном характерен индустриальный режим критики и оправдания, то в этическом кодексе необходимо указать, что нечестное поведение в вузе дискредитирует будущего добросовестного профессионала.
  • В рыночном и гражданском режимах могут быть эффективны строгий контроль и санкции — индивидуальные и коллективные — в ответ на нарушения.
  • А вот на режим славы воздействовать через этические кодексы трудно, поэтому целесообразно опираться на ухудшение репутации: студентов нужно предупредить, что о нечестных действиях расскажут преподавателям и одногруппникам.

Однако, отмечает исследовательница в заключении работы, перед внедрением таких мер требуются дополнительные исследования. Пока их эффективность остаётся всего лишь предположением.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована