Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, выступая 22 ноября на Пятом профессорском форуме, дала несколько комментариев о российской системе образования.
Какой должна быть подготовка учителей
Основной темой выступления Ольги Васильевой стало обучение в педагогических вузах. По её мнению, в последние 20 лет в России забыли о том, что развивать какую бы то ни было сферу деятельности невозможно без подготовки учителей. Она подчеркнула, что этому следует уделить особое внимание на этапе разработки национальной системы высшего образования. В частности, она считает нужным сменить акценты в содержании педагогического образования.
Дело в том, что из программ подготовки будущих учителей исчез воспитательный компонент, и поэтому они сместились в сторону наращивания компетенций. Но раз педагогика — это передача нравственного опыта, значит, главное, что нужно сделать, — это вложить в эти программы нравственную основу, полагает Ольга Васильева. Другими словами, надо вернуться на 30 лет назад.
«Если ещё 30 лет назад мы требовали максимальной ответственности, прежде всего нравственной, за растущего человека, который дан ему в руки, то сегодняшняя педагогика говорит в основном о профессионально-личностном определении, о психолого-педагогической культуре, о формировании педагогической самости. Здесь так же, как во всём остальном гуманитарном поле, появляется деформация», — сказала глава РАО.
Чем же плоха, по мнению спикера, «педагогическая самость»? Тем, что за ней «мы забыли самое главное — мы забыли о человеке», притом что «компетентность иногда уже бывает избыточной и лишней». Ольга Васильева также отметила, что раньше в отечественном подходе к образованию компетенции воспринимались как надстроечные, то есть как дополнительные рядом с духовно-нравственной составляющей, на основе которой и воспитывали будущих педагогов. Сейчас, по мнению спикера, надо вернуться к воспитанию будущего педагога, потому что это нравственная основа, «без которой ему делать нечего».
«Мы стоим сейчас перед очень важным моментом: нам нужно вернуться к гуманитарной составляющей в национальной составляющей системы образования и нам нужно по-иному подойти к подготовке наших педагогов, перейти от компетенций к личностно-нравственному основополагающему ядру подготовки педагогов», — заключила она.
Что же вкладывать в духовно-нравственное воспитание детей и будущих педагогов? Спикер советует обратиться к опыту предшественников, так как в России была богатая школа. Например, работы Людмилы Ивановны Новиковой, по её словам, в КНР перевели восемь раз.
Что насчёт изучения истории в вузах
Президент РАО коснулась также темы увеличения обязательного для всех (и негуманитарных направлений тоже) курса истории в вузах. Напомним, он будет длиться 144 часа. У многих руководителей вузов возникает логичный вопрос: а где же взять эти 144 часа, у каких предметов забрать?
«Давайте будем честны сами с собой: мы за последние 30 лет наплодили такое количество дисциплин и личных программ, от которых можно легко и свободно зачастую отказаться», — прокомментировала Ольга Васильева.
Также она отметила, что поддерживает идею замены бакалавриата специалитетом (то есть более длительными программами) для подготовки педагогов-практиков.
Напомним, такую идею в июне высказал директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения Алексей Благинин. А в октябре с предложением перевести педагогическое образование на специалитет выступил и глава ведомства Сергей Кравцов.