Образование
#Мнения

О роли педагога в эпоху цифровизации образования: «Учитель становится ролевой моделью»

Почему появление новых технологий и новых профессий в образовании не угрожает учителям.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Андрей Комиссаров

директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, методолог образования


ИсточникНПО «Игровое образование» / Издательский дом «Первое сентября»


— Все эти ребята (образовательный технолог, педагогический дизайнер, образовательный дата-инженер. — Ред.) могут быть «немножко учителями», но не в первую голову, потому что учитель должен в первую очередь себя по максимуму отдавать детям. Учитель должен показывать: «Я — человек-космос, я влюблён в свой предмет, я живу этим предметом, и вы, посмотрев на меня, поймёте, что можно ловить кайф от этого предмета». То есть учитель становится в первую очередь ролевой моделью, на которую ты смотришь и думаешь: «Вау, какой классный он мне встретился!» <…> Все остальные позиции — это позиции вокруг образования, их не нужно столько, сколько учителей.

Контекст

Андрей Комиссаров дал интервью издательскому дому «Первое сентября» о возможностях искусственного интеллекта в образовании. Среди прочего он рассказал о том, какие новые профессии появились в образовании в связи с его цифровизацией и как они соотносятся с традиционной ролью учителя. Он назвал четыре позиции.

Образовательный технолог — специалист, который решает, какие технологии нужно применить в образовании. С одной стороны, речь о технологиях педагогических (например, «перевёрнутый класс», игропрактики, проектное обучение, STEM и так далее), с другой — о технологических решениях (тот же искусственный интеллект, сбор цифрового следа). Образовательный технолог решает, как оптимально сочетать эти технологические стеки.

Педагогический дизайнер продумывает, как спроектировать образование, чтобы наилучшим образом достигнуть нужных образовательных результатов для учеников, с учётом их особенностей, и чтобы это было для них увлекательно.

Образовательный дата-инженер собирает цифровые данные со всех используемых в процессе обучения девайсов в базу данных и визуализирует на дашборде, чтобы из них можно было извлечь пользу для образовательного процесса. Учитель получает, к примеру, информацию, что на его лекции ученики усвоили, а что — нет.

Образовательный методолог — тот, кто настраивает всю описанную выше систему и координирует действия остальных.

Какова же при этом роль учителя? Вдохновлять и увлекать учеников своим предметом, в том числе благодаря личной харизме. «Учителю важно нести свою самость, классность, связанную с предметом, а все остальные позиции — это позиции вокруг образования, их не нужно столько, сколько учителей и предметов. Дата-инженеров на 5000 детей достаточно троих».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована