Новосибирские учёные исследуют генетику «проблемных» учеников
Возможно, результаты помогут усовершенствовать работу школьных психологов.
vlada_maestro / shutterstock
Специалисты из Новосибирска занялись изучением генов школьников, у которых есть проблемы с успеваемостью и социализацией. Об этом сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».
Программа «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций» запущена в этом учебном году на базе нескольких школ Новосибирска среди учеников 5–11-х классов. Исследование проводят Городской центр образования и здоровья «Магистр» и ООО «ВедаГенетика». Участие в исследовании — по желанию учеников и их родителей.
Отмечается, что основная цель программы — усовершенствовать работу школьных психологов. Кроме того, учёных интересует, смогут ли знания о генетических особенностях ребёнка помочь скорректировать его поведение и заинтересовать образовательные организации, психологов и родителей в использовании таких подходов.
Как пояснил научный консультант проекта, заведующий межинститутским сектором молекулярной эпидемиологии и эволюции человека Института цитологии и генетики Владимир Максимов, уже есть научные данные о том, что некоторые генетические особенности могут несущественно влиять на адаптацию к социальным условиям, выбор профессии и темперамент. Для исследования учёные выбрали три самых изученных гена, взаимосвязь которых с опредёленными особенностями личности уже доказана.
Максимов подчеркнул, что это не «гены преступника», а варианты нормы. По его словам, один ген не может полностью отвечать за поведение человека. Однако какие-то закономерности всё же можно заметить. Например, известно, что определённый генотип предрасполагает к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом есть генотипы, которые встречаются как у детей с асоциальным поведением, так и у успешных спортсменов.
«Генетическая особенность сама по себе ничего не решает. В том-то и преимущество этого проекта, что психолог знает ребёнка и с других сторон. Информация о генетических особенностях — всего лишь дополнительный инструмент в его арсенале. Ими могут объясняться некоторые поведенческие трудности. Возможно, опираясь на эти знания, можно будет лучше подобрать методики работы с конкретным ребёнком», — подытожил Максимов.
Учёный добавил, что завершить основной этап работы планировалось ещё в прошлом году, но этому помешала пандемия. Теперь первые конкретные результаты будут получены не раньше начала следующего учебного года.