«Нейросети помогают разрабатывать и использовать принципиально новые форматы»
Размышления о том, почему нейросети действительно позволяют совершить долгожданный рывок, полностью меняющий всю традиционную модель образования.
Иллюстрация: Gorodenkoff / Stock Asso / Shutterstock / Clay Leconey / Unsplash / Rawpixel / TCS / Annie для Skillbox Media
Краткая справка:
Георгий Соловьёв
Основатель онлайн-школы английского языка Skyeng.
Наверное, многие помнят времена, когда нельзя было в любой момент заказать такси одним кликом и точно знать, когда прибудешь на место и сколько заплатишь за поездку. Вся индустрия состояла из водителей на самых разных машинах, которые назначали цену исключительно на своё усмотрение. Потом пришла стандартизация, появились компании с нормальными машинами и более-менее определённым ценником. А окончательная революция на рынке произошла с появлением агрегаторов такси. Теперь клиент, заказывая машину, точно знает, что он получит и во сколько ему это обойдётся.
Системе образования нужны такие же радикальные перемены. Образование, каким мы его знаем, сформировалось примерно 300 лет назад. Индустриальная революция, охватившая весь мир с конца XVIII века, требовала огромного количества рабочих ― людей с одинаковым набором навыков, способных работать на фабриках. Причём обучать их нужно было быстро и дёшево. Классно-урочная система, где учитель у доски объясняет тему десяткам учеников разом, идеально подошла для решения этой задачи.
Но за три века мир изменился до неузнаваемости, тогда как школа на эти три века от него отстала. Да, классы сейчас комфортнее, где-то используются обучающие онлайн-платформы, вместо меловых досок появились электронные, но фундаментально ничего не поменялось.
Почему образованию нужна персонализация
В индустриальную эпоху образование фокусировалось на людях, имеющих одинаковые цели и задачи ― вставать утром, выполнять стандартизированные действия от звонка до звонка и не впадать в отчаяние от однообразных задач. Но мир становится всё разнообразнее, как и цели учеников.
Это значит, что образованию нужно очень много нового контента. Не один учебник и один набор упражнений на всех, а отдельная программа для каждого. Потому что даже если Маша и Саша изучают одну и ту же тему, у них очень разные интересы, разные цели, они по-разному усваивают информацию и будут по-разному использовать её в жизни.
Персонализация ― это круто. Однако школа в этом вопросе безнадёжно отстаёт: общеобразовательная программа не может подстраиваться под конкретного ученика, его индивидуальные потребности и трудности. Дополнительное образование пытается решить эту проблему, и в теории мы представляем, что для этого нужно сделать. Но на практике ни одна компания не только в России, но и в мире до сих пор не решила проблему персонализации на 100%. Максимум, что предлагают образовательные платформы, — это адаптация курсов под типичные запросы, связанные со специальностями (например, курсы английского языка для IT-специалистов), и подбор типовых заданий по уровню знаний студента.
Читайте также:
Так происходит потому, что персонализация контента на порядок более сложная задача, чем его создание. Например, репетитор может специально готовиться к занятию с конкретным учащимся, учитывать его пожелания и интересы. Но такой подход очень дорогой и немасштабируемый — сделать курс для широкой аудитории таким образом не получится. Маловероятно, что программа, которая идеально подошла одному человеку, так же хорошо подойдёт и другим.
Как ИИ способен решить проблему персонализации
Образованию нужна инновация, которая позволит ему догнать и даже опередить потребности сегодняшнего дня. Я убеждён, что совершить прорыв и решить проблему персонализации обучения способны нейросети и машинное обучение.
До 2023 года нейросети ещё не умели решать подобные задачи, и персонализация контента с их помощью обошлась бы дороже, чем та же работа, сделанная командой методистов. Но в этом году всё изменилось.
Сегодня нейросети могут генерировать контент под каждого конкретного ученика ― например, создавать упражнения, используя именно ту лексику и грамматику, которые ему нужно повторить сегодня. Более того, нейросеть способна проанализировать ваши ошибки и учесть их, создавая новые задания. То, что раньше занимало часы работы специалистов по обучению, сейчас делает машина за считаные секунды.
Но учебный контент ― это не только упражнения. Нейросети помогают разрабатывать и использовать принципиально новые форматы. Например, Skyeng AI обладает базой из более 1000 разговорных ситуаций и помогает нашим студентам практиковать речь, как это делал бы преподаватель. Бот говорит именно о том, что интересно студенту, проводит его по нужному количеству тестовых ситуаций и запоминает всё, что студент сказал. Во время следующей беседы бот адаптирует диалог под темы, которые студент изучает, и ошибки, которые тот совершает чаще всего. На такое не способно даже большинство преподавателей, потому что они просто забывают такие детали.
Читайте также:
Подобные продукты выпускают и другие образовательные проекты. Например, компания Quizlet выпустила Q-Chat — бота-тьютора на основе ChatGPT, который применяет метод Сократа, задавая ученику вопросы и помогая практиковать языковые навыки, проверять и закреплять изученное. У Duolingo появились ИИ-функции, с помощью которых сервис объясняет ошибки ученика и ведёт с ним диалоги.
ИИ-тьютор может постоянно мониторить прогресс студента, учитывать слабые места и точки роста, цели и интересы, подгонять программу под уникальную ситуацию каждого учащегося. И это работает не только с английским, но и с любым другим предметом изучения. Такая персонализация в корне изменит всю образовательную систему. Обучение станет простой и понятной дорогой из точки А в точку Б по кратчайшему и заранее намеченному маршруту.
Что любому человеку нужно для того, чтобы состояться и добиться успеха? Понять своё место в мире, определиться с тем, чего он хочет, и получить инструменты, которые помогут этого достичь. Это по определению очень личная история, и именно такой подход станет революционным.
Мы не будем создавать один учебник для миллионов, читать его перед классом и надеяться, что ученики хоть что-то запомнят и применят на практике. Мы оцифруем начальную точку пути, определив все навыки, умения и способности, которыми обладает человек, и просчитаем, что и как нужно прокачать, чтобы он достиг своей цели. А потом с помощью всех необходимых инструментов, с минимальными финансовыми, временными и когнитивными затратами, поможем учащемуся пройти этот путь.